Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте

Педагогика сегодня » Содержание и методика освоения детьми 5-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры » Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте

Страница 6

При решении поставленных перед исследованием задач были использованы следующие методы:

анализ научно-методической литературы;

анкетирование;

педагогическое тестирование;

педагогический эксперимент;

методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Обзор литературных источников выполнялся с целью изучения проблем формирования интеллектуального компонента физической культуры и уточнения нерешенных вопросов по данной проблеме.

Изучение и обобщение специальной литературы осуществлялось по учебникам и учебным пособиям, монографиям, авторефератам, журнальным статьям. Анализировалась литература по физической культуре и спорту, педагогике, психологии, в которой рассматривались вопросы:

роль физкультурного образования в формировании физической культуры детей 5-6 лет;

возрастные особенности развития познавательной сферы дошкольников;

программное обеспечение процесса физического воспитания детей дошкольного возраста;

роль семьи в физкультурном образовании дошкольников.

Анкетирование

Анкетирование проводилось в ДОУ № 159, г. Краснодара. В нем приняли участие 50 родителей. С помощью анкетного метода опроса была получена информация об уровне знаний родителей в области физической культуры.

Педагогическое тестирование

Педагогическое тестирование проводилось с целью определения уровня физической подготовленности дошкольников и степени освоения ими интеллектуальных ценностей физической культуры.

Для определения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста использовались тесты, предложенные в исследованиях Ю.К. Чернышенко (1998). Регистрировались результаты в:

прыжке в длину с места (м);

беге 10 м с хода (с);

беге 60 м, 90 м, 120 м (с);

броске мяча в цель (кол-во);

наклоне вперед стоя на гимнастической скамейке (см);

метании набивного мяча из-за головы (м).

Шкалы перевода результатов тестов оценки физической подготовленности дошкольников в баллы представлены в приложении 2 (по предложенной методике Ругиной А. А.).

Уровень освоения знаний и сформированности необходимых умений оценивался по пятибалльной системе тремя экспертами (психолога, инструктора по физической культуре и методиста по учебной работе) по общепринятой схеме в нашей модификации.

Оценка "пять" ставилась за полное и прочное усвоение материала.

Оценка "четыре" предполагала прочное знание учебного материала.

Оценка "три" ставилась за знание материала с ошибками.

Оценка "два" ставилась за знание материала с ошибками и пробелами.

Оценка "один" ставилась за значительные ошибки или пробелы в знаниях.

Оценка "ноль" ставилась за полное незнание учебного материала.

Основными формами оценки знаний являлись:

а) выбор правильного ответа по представленным картинкам;

б) ответы на вопросы преподавателя (воспитателя).

Оценка за определенную тему рассчитывалась как среднее значение оценок освоения необходимых знаний и сформированности соответствующих умений и навыков. Интегральный показатель уровня освоения интеллектуальных ценностей физической культуры определялся как частное от деления суммы оценок за освоение всех изучаемых тем на их количество.

Педагогический эксперимент

Констатирующий и формирующий педагогические эксперименты проводились для доказательства рабочей гипотезы.

Целью констатирующего эксперимента (сентябрь 2004г. - май 2005 г.) было изучение уровня начальных знаний детей дошкольного возраста в области физической культуры, определение уровня образованности родителей. Также в процессе констатирующего эксперимента были определены организационно-методические условия формирования интеллектуального компонента физического воспитания детей дошкольного возраста.

Формирующий эксперимент проводился в период с сентября 2005 г. по май 2006 г. В ходе формирующего эксперимента была реализована экспериментальная комплексная методика физкультурного образования детей 5-6 лет и обоснована ее эффективность на основе статистической оценки и последующей интерпретации полученных результатов.

Содержание и результаты педагогических экспериментов представлены в III главе.

Методы математической статистики

Экспериментальные результаты были подвергнуты математической обработке по общепринятым методикам.

Рассчитывались следующие показатели:

х - средняя арифметическая величина;

± а - среднее квадратическое отклонение;

± m - ошибка средней арифметической величины;

Р - уровень достоверности различий среднегрупповых показателей по t-критерию Стьюдента;

Обработка полученных результатов проводилась с помощью персонального компьютера типа "Pentium - IV".

Характеристика контингента испытуемых

Возраст,

лет

Пол

Количество детей

Экспериментальная группа

Контрольная группа

5

д

13

11

м

11

13

6

Д

14

13

м

14

13

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Сравнительный анализ особенностей развития языкового анализа и синтеза
Нарушения овладением процесса чтения часто могут быть связаны с несформированностью слогового анализа и синтеза, анализа предложений, а также фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. Анализ ответов младших школьников с нарушением речи позволил заключить, что у большинства из ...

Средства технической подготовки волейболистов
Совершенствование процесса подготовки спортсменов, в том числе технической, обусловливается объемом и качеством нормирования нагрузок. Различные авторы исследуют структуру нагрузок на этапах подготовки, выделяя наиболее существенные признаки. На основе, которых можно контролировать и планировать тр ...

Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинго ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru