Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте

Педагогика сегодня » Содержание и методика освоения детьми 5-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры » Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте

Страница 3

К концу дошкольного периода появляются задатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Его возникновение обусловлено созреванием лобных отделов коры головного мозга.

Чрезвычайно важное значение в зарождении произвольного внимания имеет взаимодействие ребенка со взрослыми, в процессе которого ребенок овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходятся как раз на 6-7 лет.

Речь играет решающую роль в развитии произвольного внимания. Вначале, на более ранних этапах, взрослый сосредоточивает при помощи словесных конструкций внимание ребенка на предстоящей деятельности, а затем он сам использует приемы, применяемые ранее взрослым, для организации своего внимания (предварительная группировка дидактического материала, планирование своих действий вслух, громкое проговаривание инструкции взрослого и др.).

Основные виды внимания ребенка - непроизвольное и произвольное - тесно связаны и порой переходят один в другой, тогда возникает послепроизвольное внимание, которое имеет очень большое значение для обучения 6-летних детей.

Устойчивость внимания значительно возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту. Увеличивается и продолжительность игр. Л.П. Набатникова (1999) отмечает, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений.

Отмечены также значительные индивидуальные различия в устойчивости внимания. У сдержанных, уравновешенных детей оно в 1,5-2 раза выше, нежели у возбудимых.

Но, несмотря на то, что к 6 годам устойчивость внимания увеличивается, все же она развита еще слабо. Учителя, работающие с детьми 6-летнего возраста (особенно в начале учебного года), чаще всего жалуются именно на отсутствие или недостаточную сосредоточенность, устойчивость внимания детей.

Выявлена важная роль устойчивости внимания в развитии познавательных процессов дошкольника. Низкие результаты запоминания чаще всего наблюдаются у детей, имеющих столь же низкие показатели устойчивости внимания.

Важное свойство внимания ■ его объем, измеряемый количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их одномоментном предъявлении. Ребенок 6 лет уже может одновременно воспринимать не один предмет (как это было в 4-5 лет), а даже три, и с достаточной полнотой, детализацией. Если в 3-4 года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в 6-летнем возрасте ребенок замечает и больше, и иное, чем раньше. Его внимание все больше привлекает сам человек, его деятельность.

Слабо развиты у 6-летних детей такие свойства внимания, как распределение и переключение. Однако и эти свойства внимания, как и другие, совершенствуются к семи годам. При этом развитие каждого отдельного свойства внимания имеет свою логику и протекает по времени не всегда монотонно, равномерно. Результаты специального исследования динамики свойств внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста, проведенного Г.М. Уваровой (1994), дали основание сделать вывод о том, что в возрасте от 5 до 8 лет происходит радикальная структурная перестройка функции внимания - если вначале центральным свойством выступает объем внимания, то в дальнейшем эта роль переходит к устойчивости, распределению и переключению, а у детей 7 лет наблюдается возникновение единого структурного комплекса.

Под воздействием специально организованного обучения все свойства внимания в той или иной степени совершенствуются. Выявлена при этом важная роль внутренней мотивации и заинтересованности ребенка в предлагаемой ему деятельности.

Развитие памяти. Как указывают А.В. Запорожец (1986), З.М. Истомина (1978), дошкольный возраст характеризуется развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера.

Н.М. Гнедова (1995) считает, что качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и, тем более, не применяет для этого специальных приемов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
Необходимость осуществления профилактической и коррекционной работы учителя на уроке обусловлена ростом в последние годы числа разного рода отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников. В этой связи со всей остротой встает вопрос о такой организации общения и совместной д ...

Реализация индивидуального подхода в работе с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
А.С. Макаренко писал: "Человек воспитывается целым обществом. Все события в обществе, его работа, движение вперед, его быт, успехи и неудачи - все это… воспитательные факторы". Так возникает ведущая педагогическая идея перевоспитания: отрицательное можно устранить, если в духовном мире с ...

Кодирование информации
Человек способен воспринимать информацию из внешнего мира по пяти каналам в соответствии с имеющимися у него органами чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Опустив рассуждения о том, как информация воспринимается человеком по этим каналам, отметим две принципиально различные формы предста ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru