Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте

Педагогика сегодня » Содержание и методика освоения детьми 5-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры » Развитие основных познавательных процессов и внимания в дошкольном возрасте

Страница 2

Если в раннем детстве воображение носит пассивный, непроизвольный характер, ребенок идет от действия к мысли, то в дошкольные годы (уже на 4-м году жизни) у него возникает способность идти от мысли к действию. Его воображение становится целенаправленным.

Возникновение и дальнейшее развитие такого воображения в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь со взрослыми.

Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра раскрывает широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Она подводит ребенка к способности действовать полностью в мире образов, своих собственных представлений.

Примеры постепенного перехода игры во внутренний план, превращение ее в образы воображения детей приводят многие психологи.

Появляются разнообразные детские сочинения: первые стишки, сказки. Дети с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочиненное взрослым. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, трудовая деятельность и ДР.).

Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется способность подчинять свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному. Это, в частности, находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном, предварительном планировании ее хода.

В дошкольном детстве впервые возникает и к концу его активно развивается творческое воображение. Образам, возникающим в этом возрасте в воображении, присущи особая яркость, наглядность, подвижность, большая эмоциональность. В процессе создания образов ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений.

В старшем дошкольном возрасте получает дальнейшее развитие воображение как аффективное, так и познавательное.

Исследованиями О.М. Дьяченко (1984) было выявлено, что аффективное воображение 6-7-летнего ребенка направлено на изживание полученных им психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в разных видах творческой деятельности (прежде всего - в игровой, художественной).

Качественные изменения наблюдаются и в познавательном воображении 6-летнего ребенка. Дети не просто передают переработанные впечатления, а начинают направленно искать приемы для этой передачи. В данном случае возможность выбора заключается не только в подборе адекватных средств реализации продуктов воображения, в передаче идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.

Развитие внимания.

Внимание - это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом .

В детском возрасте, как считают специалисты, развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними.

На 1 этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга - активационной и воспринимающей. На 2 этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем и формальные операции .

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Хотя дети 4-6 лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одной из причин, по которой дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Современные воспитательные колонии для несовершеннолетних правонарушителей и система взаимоотношений подростков и педагогов
Сегодня на территории Российской Федерации расположено 62 воспитательные колонии: 58 для мальчиков, 3 для девочек и одна смешанного типа. В каждой колонии содержатся от 200 до 400 воспитанников. Воспитательные колонии для несовершеннолетних - закрытые учреждения, в которых отдельно от взрослых отбы ...

Дистанционное образование
С 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технолог ...

Индивидуальный стиль, педагогическое мастерство и педагогический такт учителя
По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru