Организация планирования воспитательной работы в школе

Педагогика сегодня » Методика планирования воспитательной работы » Организация планирования воспитательной работы в школе

Страница 3

Однако в практике возможны ситуации, когда учащиеся старших классов неспособны организовать планирование даже конкретных дел. Следовательно, характер и уровень взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования существенно зависят не только от возрастных возможностей детей, но и от предыдущего опыта школьников, уровня их подготовленности к самостоятельным действиям, сложности, степени новизны предстоящего дела или проблемы, которую предстоит решать. Так, один из эффективных приемов включения детей в планирование, когда у учащихся нет опыта работы на каком-либо направлении или для них характерен низкий уровень самостоятельности, — выбор решения из нескольких вариантов, предложенных взрослыми. С накоплением опыта работы школьникам не потребуются образцы педагогов, так как дети их находят или создают сами. Следовательно, изменяется и роль педагога: от автора, создателя возможных вариантов, до оппонента планов, появившихся в процессе коллективного поиска детей.

На взаимоотношения педагогов и детей в процессе планирования влияет морально-психологический климат коллектива, общественное мнение, нормы поведения, принятые в коллективе, эмоциональный настрой детей.

В школьном коллективе функционируют различные коллективы и объединения детей: классы, советы, клубы, кружки. Каждый коллектив отличается характером вхождения в него школьников. По-разному строятся отношения взрослых и детей в этих коллективах, взаимодействие педагогов и учащихся в процессе планирования. Так, при планировании работы, дел в ученическом коллективе педагог может являться непосредственным организатором, активным участником, ведущим этой коллективной деятельности, то есть в зависимости от условий допустимы все уровни взаимодействия педагогов и детей в процессе планирования. В клубе школьники сами планируют свою работу и дела, а педагоги скрыто, незаметно направляют этот процесс: выступают в качестве советчиков, помощников, а в период подготовки к планированию ненавязчиво проводят свои идеи через актив. В этом случае правомерно ориентироваться на третий уровень взаимодействия педагогов и детей в процессе планирования.

Содержание, формы, методы, характер взаимодействия взрослых и школьников зависят от вида планирования. Возможности массового и активного участия детей, роль педагогов, уровень взаимодействия педагогов и школьников отличаются при планировании перспективном (в основном 1-й уровень взаимодействия) и текущем (возможны все уровни), в школьном коллективе и первичном при планировании работы на каком-либо направлении или конкретного дела.

Если говорить об общешкольном коллективе, то на уровень и характер взаимодействия взрослых и детей в процессе планирования влияет наполняемость и количество классов в школе. Так, развитие взаимодействия успешнее осуществляется в условиях малочисленной школы. Здесь легче, как показывает практика, обеспечить сотрудничество всех взрослых и детей, старших и младших в процессе перспективного и текущего планирования работы школы, конкретных общешкольных дел.

Многообразие ситуаций, возникающих при планировании, условий, обстоятельств, влияющих на характер взаимодействия взрослых и детей, требует от педагогов высокого уровня педагогического мастерства, а также знания и владения методикой организации взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования.

Итог, показатель эффективности успеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они именно того, что считали целесообразным педагоги.

Можно предложить педагогам следующие способы проведения своих замыслов, идей в процессе планирования:

а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов;

б) выступление перед участниками планирования учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

в) организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

е) включение (внедрение) педагога в работу творческих поисковых групп «на равных»;

ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Индивидуальный стиль, педагогическое мастерство и педагогический такт учителя
По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только п ...

Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных пр ...

Сравнительный анализ особенностей развития фонематического восприятия
Овладение письменной речью непосредственно связано с уровнем развития фонематической стороны речи. Для выявления уровня сформированности фонематического восприятия у младших школьников нами было исследовано умение детьми дифференцировать артикуляторно и аккустически сходные звуки. Анализ полученный ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru