Организация планирования воспитательной работы в школе

Педагогика сегодня » Методика планирования воспитательной работы » Организация планирования воспитательной работы в школе

Страница 3

Однако в практике возможны ситуации, когда учащиеся старших классов неспособны организовать планирование даже конкретных дел. Следовательно, характер и уровень взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования существенно зависят не только от возрастных возможностей детей, но и от предыдущего опыта школьников, уровня их подготовленности к самостоятельным действиям, сложности, степени новизны предстоящего дела или проблемы, которую предстоит решать. Так, один из эффективных приемов включения детей в планирование, когда у учащихся нет опыта работы на каком-либо направлении или для них характерен низкий уровень самостоятельности, — выбор решения из нескольких вариантов, предложенных взрослыми. С накоплением опыта работы школьникам не потребуются образцы педагогов, так как дети их находят или создают сами. Следовательно, изменяется и роль педагога: от автора, создателя возможных вариантов, до оппонента планов, появившихся в процессе коллективного поиска детей.

На взаимоотношения педагогов и детей в процессе планирования влияет морально-психологический климат коллектива, общественное мнение, нормы поведения, принятые в коллективе, эмоциональный настрой детей.

В школьном коллективе функционируют различные коллективы и объединения детей: классы, советы, клубы, кружки. Каждый коллектив отличается характером вхождения в него школьников. По-разному строятся отношения взрослых и детей в этих коллективах, взаимодействие педагогов и учащихся в процессе планирования. Так, при планировании работы, дел в ученическом коллективе педагог может являться непосредственным организатором, активным участником, ведущим этой коллективной деятельности, то есть в зависимости от условий допустимы все уровни взаимодействия педагогов и детей в процессе планирования. В клубе школьники сами планируют свою работу и дела, а педагоги скрыто, незаметно направляют этот процесс: выступают в качестве советчиков, помощников, а в период подготовки к планированию ненавязчиво проводят свои идеи через актив. В этом случае правомерно ориентироваться на третий уровень взаимодействия педагогов и детей в процессе планирования.

Содержание, формы, методы, характер взаимодействия взрослых и школьников зависят от вида планирования. Возможности массового и активного участия детей, роль педагогов, уровень взаимодействия педагогов и школьников отличаются при планировании перспективном (в основном 1-й уровень взаимодействия) и текущем (возможны все уровни), в школьном коллективе и первичном при планировании работы на каком-либо направлении или конкретного дела.

Если говорить об общешкольном коллективе, то на уровень и характер взаимодействия взрослых и детей в процессе планирования влияет наполняемость и количество классов в школе. Так, развитие взаимодействия успешнее осуществляется в условиях малочисленной школы. Здесь легче, как показывает практика, обеспечить сотрудничество всех взрослых и детей, старших и младших в процессе перспективного и текущего планирования работы школы, конкретных общешкольных дел.

Многообразие ситуаций, возникающих при планировании, условий, обстоятельств, влияющих на характер взаимодействия взрослых и детей, требует от педагогов высокого уровня педагогического мастерства, а также знания и владения методикой организации взаимодействия педагогов и школьников в процессе планирования.

Итог, показатель эффективности успеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они именно того, что считали целесообразным педагоги.

Можно предложить педагогам следующие способы проведения своих замыслов, идей в процессе планирования:

а) предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми проговариваются возможные варианты идей и замыслов;

б) выступление перед участниками планирования учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;

в) организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;

г) создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

д) выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;

е) включение (внедрение) педагога в работу творческих поисковых групп «на равных»;

ж) конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

з) обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;

и) подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;

к) проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе;

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Составить и провести подготовительную часть урока в парах
Урок по физкультуре состоит из трех частей - подготовительной - 8-12 минут, основной - 28-32 минуты, заключительной - 2-5 минут. Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы: подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач, подготовит ...

Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) Тульской области располагает разветвленной сетью ОУ, которая в достаточной мере обеспечивает доступ молодежи к получению этого вида образования. Основными задачами педагогических коллективов ссузов области в 2002/2003 учебном году стали: совершенствование ...

Понятие общения: сущность и содержание
Общение – одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладывают в понятие «общение», могут отличаться. Изначально об ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru