8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.
9) Реальность и разумная насыщенность плана.
Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:
— составление педагогами проекта плана (его контуров);
— коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
— внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
— результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
— воспитательные и организационно-педагогические задачи;
— материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
— передовой опыт страны, города, школы;
— возможности родителей, общественности;
— воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
— традиционные праздники учебного года;
— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
— традиции школы;
— дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
— предложения педагогов, учащихся, родителей,
Виды и структура планов
Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное — они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами,
В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.
1) По охвату содержания:
— комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
— тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие,
— предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции,; план подготовки и проведения классного часа и т. д,
2) По длительности планируемого периода:
— долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
— этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
— краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду;
— оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
3) В зависимости от субъекта планирования
— индивидуальный планирует один человек;
— коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,
4) По масштабу планирования
— общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
— планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
Необходимо различать планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей» Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, В плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей»
Материалы о воспитании и обучении:
Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических
систем
Каждому известно, что процесс образования и воспитания происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах. Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем разли ...
Исторический обзор развития математических представлений у
детей дошкольного возраста
Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и ...
Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей
Все исследования отмечают, что при нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухи ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.