Роль игры в психическом развитии дошкольника

Педагогика сегодня » Роль игры в психическом развитии дошкольника

Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию, развитию произвольности.

Однако классические исследования игры проводились в 50–60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, в условиях жизни детей и в отношениях между ними. Сегодня стало актуальным исследование тех преобразований, которые претерпевает детство в связи с изменениями в современном обществе. Д.Б. Эльконин в своих научных дневниках писал, что закономерности и периодизация детства существенно меняются в процессе развития общества. С этой точки зрения, данные, полученные на детях 30–60 гг. не всегда корректно применять по отношению к современным детям.

Культурно-исторические изменения в обществе не могли не отразиться на детской игре. За последние 5–6 лет произошли определенные изменения в играх дошкольников. Однако эти изменения остаются не исследованными и не проанализированными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений и пр. Игра, в силу ее особой чувствительности к сфере человеческих отношений, отражает положение ребенка в обществе и специфику самого этого общества.

В последнее время наблюдается повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей.

Цель настоящей работы заключается в изучении особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияния на приобретение опыта из профессиональной деятельности взрослого.

В качестве объекта настоящего исследования выступает сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.

Предмет исследования реальный социальный и профессиональный опыт из жизни взрослого, который приобретает дошкольник процессе сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: изменение социо-культурных условий жизни детей влечет за собой изменение содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Задачи исследования заключались в следующем:

1. Анализ научной литературы по проблеме игры.

2. Выявление специфики сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры у современных дошкольников.

3. Понять, понимают ли дети специфику профессий нового времени.

4. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у современно дошкольника.

Материалы о воспитании и обучении:

Элективный курс «Задачи с параметрами», как возможность применение идей тьюторского движения
Для жизни в современном информационном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении применять индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Человек с развитым математическ ...

Сущность проектных технологий
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связ ...

Педагогический процесс как целостное явление
Понятие целостности образовательного процесса. Главное интегративное свойство образовательного процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru