Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников

Развитие личности посредством введения его в культурное пространство - основная тенденция современного понимания сущности образования.

Уроки литературы видятся наиболее плодотворными для выхода в культурное пространство. Искусство всегда выступало одним из универсальных средств развития личности. Современные программы по литературе, предлагая выходы в другие сферы искусства, требуют многогранного подхода к рассмотрению взаимосвязи его разных видов. Содружество искусств на уроках литературы способствует выработке особого "интегрального" типа художественного мышления, суть которого заключается в возможности находить точки соприкосновения и пересечения искусств, подмечать скрытые связи явлений, выявлять художественные аналогии.

Необходимо воспитывать настоящих читателей, умеющих видеть образ в цвете, звуке, эмоционально сопричастных ему, а также помогать детям видеть применение знаний из различных областей искусств. Искусство анимации, так любимые детьми мультики, представляют нам богатые возможности формирования культурного поля ребёнка. Ведь анимация принадлежит к синтетическим видам искусства, соединяет возможности литературного слова, а также звукового, музыкального и живописного образов. Разговор о соотношении литературного произведения и его анимационной версии не только отвечает интересам ребёнка, но и обладает большим потенциалом.

Цель данного исследования - выявить особенности влияния диалога литературы и анимации на расширение культурного поля младшего школьника. Мы попытаемся научить ребёнка по-новому взглянуть на привычные и любимые книжку и мультик, увидеть в них не возможность проведения досуга, а произведения искусства, родственные, но обладающие специфическими выразительными возможностями.

Это повлияет на культурное поле младшего школьника - не только расширит кругозор (так как ребята узнают много нового об искусстве анимации), но и поможет изменить мотивацию обращения к мультфильмам (они помогут глубже и полноценнее понимать литературное произведение).

Новизна и актуальность нашего исследования связана с разработкой системы не только урочной, но и внеурочной деятельности ребёнка, что отвечает современным стандартам образования.

Объект: процесс изучения литературы в условиях диалога литературы и анимации.

Предмет: динамика расширения культурного поля младшего школьника в условиях диалога литературы и анимации на уроках чтения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение литературы в диалогической связи с анимацией будет способствовать расширению культурного поля младшего школьника при соблюдении следующих методических условий:

1) работа с экранизацией литературного произведения на уроке должна предваряться серией внеурочных занятий, посвящённых искусству анимации;

2) на уроках анимационный фильм сопоставляется с литературной основой для выявления специфики языка каждого искусства;

3) учитель организует внеурочную творческую деятельность школьников по созданию сценария анимационного фильма по мотивам литературного произведения.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по интересующей нас проблеме (литературоведческую, искусствоведческую, педагогическую, психологическую);

2) Выявить своеобразие и характер взаимодействия литературы и анимации.

3) Выявить потенциал диалога литературы и анимации при изучении литературного произведения;

4) Разработать и провести эксперименты: а) констатирующий эксперимент, направленный на выявление умения воспринимать и анализировать анимационные фильмы, их место в культурном поле младшего школьника;

б) формирующий эксперимент, представляющий систему урочной и внеурочной деятельности с использованием диалога литературы и анимации;

в) контрольный, позволяющий проследить тенденцию изменений в интерпретации художественного произведения в связи с использованием анимационных фильмов в урочной и внеурочной деятельности;

определяющий тенденции в расширении культурного поля младшего школьника, возникшие в результате использования диалога литературы и анимации;

5) Обработать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Материалы о воспитании и обучении:

История развития информационных технологий
На всех этапах развития общества ИТ обеспечивали информационный обмен между людьми, а также странами, уровень и возможности хранения, регистрации и обработки информации, т.е. являлись синтезом методов оперирования человека с информацией в интересах его сферы деятельности. В последнее время степень ...

Составить и провести подготовительную часть урока в парах
Урок по физкультуре состоит из трех частей - подготовительной - 8-12 минут, основной - 28-32 минуты, заключительной - 2-5 минут. Подготовительная часть урока должна проводиться так, чтобы: подготовить учеников к уроку и настроить их на продуктивную работу и выполнение поставленных задач, подготовит ...

Ориентировка в пространстве в дошкольном возрасте
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Не менее сущес ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru