Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников

Развитие личности посредством введения его в культурное пространство - основная тенденция современного понимания сущности образования.

Уроки литературы видятся наиболее плодотворными для выхода в культурное пространство. Искусство всегда выступало одним из универсальных средств развития личности. Современные программы по литературе, предлагая выходы в другие сферы искусства, требуют многогранного подхода к рассмотрению взаимосвязи его разных видов. Содружество искусств на уроках литературы способствует выработке особого "интегрального" типа художественного мышления, суть которого заключается в возможности находить точки соприкосновения и пересечения искусств, подмечать скрытые связи явлений, выявлять художественные аналогии.

Необходимо воспитывать настоящих читателей, умеющих видеть образ в цвете, звуке, эмоционально сопричастных ему, а также помогать детям видеть применение знаний из различных областей искусств. Искусство анимации, так любимые детьми мультики, представляют нам богатые возможности формирования культурного поля ребёнка. Ведь анимация принадлежит к синтетическим видам искусства, соединяет возможности литературного слова, а также звукового, музыкального и живописного образов. Разговор о соотношении литературного произведения и его анимационной версии не только отвечает интересам ребёнка, но и обладает большим потенциалом.

Цель данного исследования - выявить особенности влияния диалога литературы и анимации на расширение культурного поля младшего школьника. Мы попытаемся научить ребёнка по-новому взглянуть на привычные и любимые книжку и мультик, увидеть в них не возможность проведения досуга, а произведения искусства, родственные, но обладающие специфическими выразительными возможностями.

Это повлияет на культурное поле младшего школьника - не только расширит кругозор (так как ребята узнают много нового об искусстве анимации), но и поможет изменить мотивацию обращения к мультфильмам (они помогут глубже и полноценнее понимать литературное произведение).

Новизна и актуальность нашего исследования связана с разработкой системы не только урочной, но и внеурочной деятельности ребёнка, что отвечает современным стандартам образования.

Объект: процесс изучения литературы в условиях диалога литературы и анимации.

Предмет: динамика расширения культурного поля младшего школьника в условиях диалога литературы и анимации на уроках чтения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение литературы в диалогической связи с анимацией будет способствовать расширению культурного поля младшего школьника при соблюдении следующих методических условий:

1) работа с экранизацией литературного произведения на уроке должна предваряться серией внеурочных занятий, посвящённых искусству анимации;

2) на уроках анимационный фильм сопоставляется с литературной основой для выявления специфики языка каждого искусства;

3) учитель организует внеурочную творческую деятельность школьников по созданию сценария анимационного фильма по мотивам литературного произведения.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по интересующей нас проблеме (литературоведческую, искусствоведческую, педагогическую, психологическую);

2) Выявить своеобразие и характер взаимодействия литературы и анимации.

3) Выявить потенциал диалога литературы и анимации при изучении литературного произведения;

4) Разработать и провести эксперименты: а) констатирующий эксперимент, направленный на выявление умения воспринимать и анализировать анимационные фильмы, их место в культурном поле младшего школьника;

б) формирующий эксперимент, представляющий систему урочной и внеурочной деятельности с использованием диалога литературы и анимации;

в) контрольный, позволяющий проследить тенденцию изменений в интерпретации художественного произведения в связи с использованием анимационных фильмов в урочной и внеурочной деятельности;

определяющий тенденции в расширении культурного поля младшего школьника, возникшие в результате использования диалога литературы и анимации;

5) Обработать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Материалы о воспитании и обучении:

Традиции коллективистского воспитания школьников
Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно – для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно – по ...

Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: Игровые Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковы ...

Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников
Развивающемуся демократическому обществу нужны образованные, коммуникабельные и высоконравственные люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, умеющие вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru