Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников

Развитие личности посредством введения его в культурное пространство - основная тенденция современного понимания сущности образования.

Уроки литературы видятся наиболее плодотворными для выхода в культурное пространство. Искусство всегда выступало одним из универсальных средств развития личности. Современные программы по литературе, предлагая выходы в другие сферы искусства, требуют многогранного подхода к рассмотрению взаимосвязи его разных видов. Содружество искусств на уроках литературы способствует выработке особого "интегрального" типа художественного мышления, суть которого заключается в возможности находить точки соприкосновения и пересечения искусств, подмечать скрытые связи явлений, выявлять художественные аналогии.

Необходимо воспитывать настоящих читателей, умеющих видеть образ в цвете, звуке, эмоционально сопричастных ему, а также помогать детям видеть применение знаний из различных областей искусств. Искусство анимации, так любимые детьми мультики, представляют нам богатые возможности формирования культурного поля ребёнка. Ведь анимация принадлежит к синтетическим видам искусства, соединяет возможности литературного слова, а также звукового, музыкального и живописного образов. Разговор о соотношении литературного произведения и его анимационной версии не только отвечает интересам ребёнка, но и обладает большим потенциалом.

Цель данного исследования - выявить особенности влияния диалога литературы и анимации на расширение культурного поля младшего школьника. Мы попытаемся научить ребёнка по-новому взглянуть на привычные и любимые книжку и мультик, увидеть в них не возможность проведения досуга, а произведения искусства, родственные, но обладающие специфическими выразительными возможностями.

Это повлияет на культурное поле младшего школьника - не только расширит кругозор (так как ребята узнают много нового об искусстве анимации), но и поможет изменить мотивацию обращения к мультфильмам (они помогут глубже и полноценнее понимать литературное произведение).

Новизна и актуальность нашего исследования связана с разработкой системы не только урочной, но и внеурочной деятельности ребёнка, что отвечает современным стандартам образования.

Объект: процесс изучения литературы в условиях диалога литературы и анимации.

Предмет: динамика расширения культурного поля младшего школьника в условиях диалога литературы и анимации на уроках чтения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение литературы в диалогической связи с анимацией будет способствовать расширению культурного поля младшего школьника при соблюдении следующих методических условий:

1) работа с экранизацией литературного произведения на уроке должна предваряться серией внеурочных занятий, посвящённых искусству анимации;

2) на уроках анимационный фильм сопоставляется с литературной основой для выявления специфики языка каждого искусства;

3) учитель организует внеурочную творческую деятельность школьников по созданию сценария анимационного фильма по мотивам литературного произведения.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по интересующей нас проблеме (литературоведческую, искусствоведческую, педагогическую, психологическую);

2) Выявить своеобразие и характер взаимодействия литературы и анимации.

3) Выявить потенциал диалога литературы и анимации при изучении литературного произведения;

4) Разработать и провести эксперименты: а) констатирующий эксперимент, направленный на выявление умения воспринимать и анализировать анимационные фильмы, их место в культурном поле младшего школьника;

б) формирующий эксперимент, представляющий систему урочной и внеурочной деятельности с использованием диалога литературы и анимации;

в) контрольный, позволяющий проследить тенденцию изменений в интерпретации художественного произведения в связи с использованием анимационных фильмов в урочной и внеурочной деятельности;

определяющий тенденции в расширении культурного поля младшего школьника, возникшие в результате использования диалога литературы и анимации;

5) Обработать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Характеристика понятия неравенства. Неравенства с одной переменной
Пусть а и b – два числовых выражения. Соединим их знаком ">" (или <). Получим предложение a > b (или a < b), которое называют числовым неравенством. Например, если соединить выражение 6 + 2 и 13-7 знаком «>», то получим истинное числовое неравенство 6 + 2 > 13 - 7. Если ...

Анализ результатов коррекционной работы на начальном этапе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи IV уровня
Коррекционные мероприятия планировались на основе данных обследования, с учетом особенностей развития психических процессов, возраста детей, степени и характера общего речевого уровня детей и на развитие фонематического восприятия через дидактические игры, в результате – повышение уровня психическо ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru