Развитие личности посредством введения его в культурное пространство - основная тенденция современного понимания сущности образования.
Уроки литературы видятся наиболее плодотворными для выхода в культурное пространство. Искусство всегда выступало одним из универсальных средств развития личности. Современные программы по литературе, предлагая выходы в другие сферы искусства, требуют многогранного подхода к рассмотрению взаимосвязи его разных видов. Содружество искусств на уроках литературы способствует выработке особого "интегрального" типа художественного мышления, суть которого заключается в возможности находить точки соприкосновения и пересечения искусств, подмечать скрытые связи явлений, выявлять художественные аналогии.
Необходимо воспитывать настоящих читателей, умеющих видеть образ в цвете, звуке, эмоционально сопричастных ему, а также помогать детям видеть применение знаний из различных областей искусств. Искусство анимации, так любимые детьми мультики, представляют нам богатые возможности формирования культурного поля ребёнка. Ведь анимация принадлежит к синтетическим видам искусства, соединяет возможности литературного слова, а также звукового, музыкального и живописного образов. Разговор о соотношении литературного произведения и его анимационной версии не только отвечает интересам ребёнка, но и обладает большим потенциалом.
Цель данного исследования - выявить особенности влияния диалога литературы и анимации на расширение культурного поля младшего школьника. Мы попытаемся научить ребёнка по-новому взглянуть на привычные и любимые книжку и мультик, увидеть в них не возможность проведения досуга, а произведения искусства, родственные, но обладающие специфическими выразительными возможностями.
Это повлияет на культурное поле младшего школьника - не только расширит кругозор (так как ребята узнают много нового об искусстве анимации), но и поможет изменить мотивацию обращения к мультфильмам (они помогут глубже и полноценнее понимать литературное произведение).
Новизна и актуальность нашего исследования связана с разработкой системы не только урочной, но и внеурочной деятельности ребёнка, что отвечает современным стандартам образования.
Объект: процесс изучения литературы в условиях диалога литературы и анимации.
Предмет: динамика расширения культурного поля младшего школьника в условиях диалога литературы и анимации на уроках чтения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение литературы в диалогической связи с анимацией будет способствовать расширению культурного поля младшего школьника при соблюдении следующих методических условий:
1) работа с экранизацией литературного произведения на уроке должна предваряться серией внеурочных занятий, посвящённых искусству анимации;
2) на уроках анимационный фильм сопоставляется с литературной основой для выявления специфики языка каждого искусства;
3) учитель организует внеурочную творческую деятельность школьников по созданию сценария анимационного фильма по мотивам литературного произведения.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по интересующей нас проблеме (литературоведческую, искусствоведческую, педагогическую, психологическую);
2) Выявить своеобразие и характер взаимодействия литературы и анимации.
3) Выявить потенциал диалога литературы и анимации при изучении литературного произведения;
4) Разработать и провести эксперименты: а) констатирующий эксперимент, направленный на выявление умения воспринимать и анализировать анимационные фильмы, их место в культурном поле младшего школьника;
б) формирующий эксперимент, представляющий систему урочной и внеурочной деятельности с использованием диалога литературы и анимации;
в) контрольный, позволяющий проследить тенденцию изменений в интерпретации художественного произведения в связи с использованием анимационных фильмов в урочной и внеурочной деятельности;
определяющий тенденции в расширении культурного поля младшего школьника, возникшие в результате использования диалога литературы и анимации;
5) Обработать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Материалы о воспитании и обучении:
Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских
взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье
В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме влияния супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Вопросы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание рассматривают социологи, психологи и педагоги. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских невро ...
Тьюторская практика в школе
Место полноценной тьюторской практике – в возрасте, когда человек готов сам вырабатывать отношение к миру и определять свое место в нем, относится к знанию осознанно и ответственно – в подростковом возрасте, в старшей школе, в студенческую пору, во время повышения квалификации специалиста или смены ...
Нормативно-правовая документация в области
социальной и психолого-педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями в
Республике Беларусь
Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деяте ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.