Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева

Педагогика сегодня » Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева

Эмоционально-ценностное отношение – компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения (по отношению к предмету отношения), или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности и т.п. Эмоционально-ценностное отношение – результат осмысления в свете значимых этических оценок, переживаний, решений. Оно связано также с познанием особенностей предмета отношений и взаимодействия с ним, и эмоционального отношения (симпатии, антипатии и др.) к данному предмету. Усвоенные научные знания о данном предмете, предназначении и смысле его в жизни могут способствовать положительному развитию эмоционально-ценностного отношения к нему.

Развитие ребёнка, воспитание у него позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, формирование позитивной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежат гармоничное развитие чувств, эмоциональной и экзистенциональной сфер ребёнка и воспитание на этой основе гуманистических качеств личности.

Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом. Но и в старшем возрасте этот процесс не останавливается, а только усовершенствуется.

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы у старшего школьника закреплялось и развивалось позитивное эмоционально – ценностное отношение к сверстникам, к взрослым людям, к окружающему миру в целом и искусству в том числе. Значение такого отношения личности к миру трудно переоценить, так как оно строится на осознании человеком себя как части всего живого и позволяет ему определить приоритеты в мире общечеловеческих ценностей.

По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: «Ребёнок – это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости….у каждого человека внутри заключён маленький мальчик или маленькая девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают так, как они поступали, будучи ребёнком…это наиболее ценная часть личности». Следовательно, нам надо только создавать условия для проявления и развития этого состояния я.

Способность чувствовать красоту вокруг, в искусстве, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума. К сожалению, дети в своём каждодневном развитии бывают «наказаны» родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно разделения обязанностей:

• Родительских – одеть, накормить, создать комфортные домашние условия, по возможности «охватить» сына или дочь максимальным количеством занятий в школах, студиях, секциях, кружках…

• Педагогических – «наполнить» знаниями, обучить, развить, воспитать…

В родителях порой глубоко сидит уверенность, что педагог может всё сделать один. Но многолетний опыт показывает, что кратчайший путь к развитию ребёнка лежит через совместные усилия педагога и родителей. Вместе они помогают ему открыть для себя удивительный мир театра, создают условия, которые неизбежно ставят его в положение творца собственного искусства: сценки, стихотворения или сказки.

Китайский мудрец Конфуций считал, что «три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, путь опыта – это путь самый горький». Задача педагога в работе с детьми – сделать этот путь не только лёгким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают педагогу и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец, гордятся собственным художественным творчеством и своим мироощущением и миропониманием, получая удовольствие от персональной деятельности игры. И поэтому нужно постараться, чтобы каждая встреча с музыкой стала маленьким «вернисажем», «авторской встречей» с начинающими «актёрами», «писателями», «художниками», «музыкантами», имеющие права на собственные чувства, мысли и форму их выражения. В процессе работы, естественно, с помощью взрослых, ребёнок учится: лучше слышать – чувствовать – понимать – выражать свои мысли, а наша задача – постараться: почувствовать – понять – увидеть – услышать – поддержать его! Поскольку таким путём можно усилить интерес к искусству и развивать творческие способности. Чтобы развиваться, а может быть, даже перерасти в талант, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе, из-за своей невостребованности, она останется в зародыше или зачахнет. Сегодня не потеряло своей актуальности изречение римского философа Плутарха: «ум – это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь». Искусство же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребёнка, должно в этом играть одну из главных ролей, оно должно нести эмоционально-ценностную сущность.

Под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

Сущность развития позитивного эмоционально – ценностного отношения, характеризуется тем, что:

чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;

происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности

меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;

возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Нельзя сказать, что отечественная музыка ХХ в. не фигурирует в программах общеобразовательных школ. Однако обычно она представлена там скромным набором давно устоявшихся музыкальных примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление об альтернативе массовой музыке.

Исходя из вышеизложенного, мы сформировали тему: «Приобщение к творчеству Сергея Сергеевича Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения музыке».

Проблема:

в какой мере приобщение к творчеству С.С. Прокофьева может способствовать формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Цель:

Выявить влияние приобщения к творчеству С.С. Прокофьева на формирование у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Объект:

Формирование у старших школьников эмоционально – ценностного отношения к музыке.

Предмет:

Приобщение к творчеству С.С. Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально – ценностного отношения к музыке.

Гипотеза:

Если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлиять на формирование эмоционально – ценностного отношения к музыке.

Задачи:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию у старших школьников эмоционально – ценностного отношения к музыке;

изучить опыт работы педагогов – музыкантов по формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке, посредством приобщения к творчеству С.С. Прокофьева;

Провести диагностику уровня сформированности эмоционально – ценностного отношения к музыке у старших школьников.

Методы исследования

Диагностика

Обсуждение

Опрос

Рассказ

Установка

Беседа

Исполнение

Показ

Материалы о воспитании и обучении:

Индивидуальная консультация с родителями
Тема: Как победить застенчивость Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости. Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальн ...

Воспитание личности учителя
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, сп ...

Сравнительный анализ зрительных функций
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что среди обследованной категории детей с дислексией только 17% имеют нарушения зрительных функций. Данные нарушения проявляются в ошибках узнавания зеркально написанных букв, стилизованных букв, а также неспособности конструиро ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru