Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе педагоги могут найти много разнообразных и развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной практике. Правда, до недавнего времени основной акцент при рассмотрении вопросов о целесообразности и правомерности привнесения игры в педагогический процесс делался на ее вкладе в обучение и воспитание младших школьников. Но происходящие в последние десятилетия процессы становления системы социально-психолого-педагогической помощи и поддержки детства, ее активное включение в деятельность образовательных учреждений позволяют предметно обсуждать и изучать еще один аспект, особенно важный при работе с детьми риска, — место игры в решении проблем профилактики, диагностики, коррекции нежелательных вариантов детского развития и повышения адаптационных возможностей дошкольников.

Организуя занятие, логопед в этой привычной и доступной форме деятельности общается с детьми «на равных»; завоевывает их любовь и доверие, преодолевает их скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленного воздействия. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр – это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ребенка. Театр воздействует на маленького человека целым комплексом художественных средств: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр в силу своей зрелищности, необычности, особой эмоциональности вызывает большую радость. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, развивают творческие способности, обогащают детей впечатлениями; воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову.

Театральные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Незаметно развивается фонематический слух, совершенствуется звуковая культура речи, исчезают аграмматизмы, расширяется и активизируется словарь ребенка, высказывания принимают более развернутый характер. Речь становится ясной, четкой, понятной.

Разностороннее влияние театральной деятельности на речь ребенка, позволяет использовать ее как одно из эффективных средств в логопедической работе. Именно благодаря театральным играм, нам удалось достигнуть значительных результатов в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников.

Объект исследования: речевые и неречевые процессы у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель работы: определить возможности использования театральных игр в процессе формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: заключается в предложении, что речевые и неречевые процессы у дошкольников с общим недоразвитием речи характеризуются следующими нарушениями: снижение наблюдательности, воображения, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, недостаточность пространственного оперирования образами, затруднения в общении с окружающими. Указанные нарушения наиболее активно компенсируются в процессе театральной деятельности, так как расширяются и углубляются знания дошкольников об окружающем мире, развиваются психические процессы – память, восприятие, воображение, речь, эмоции. И как результат, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, темп и выразительность речи.

Для достижения цели необходимо решить несколько задач:

проанализировать теоретическую базу по рассматриваемой проблеме;

исследовать уровни сформированности речевых и неречевых процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

разработать методики формирования речевых и неречевых процессов детей указанной категории в процессе обучения театральным играм;

провести эксперимент по разработанной методике;

проанализировать результаты практической работы.

Методы исследования:

Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, психoлингвистической и методической литературы по теме;

Эксперимент;

Анализ и обобщение результатов эксперимента;

Наблюдение.

Структура работы: состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении подчёркнута актуальность данной проблемы. В первой главе представлен теоретический обзор литературы по проблемам исследования, современное состояние нарушения речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. В главе второй даны: определение театральным играм, классификация театральных игр и раскрыто значение театральных игр в преодолении общего недоразвития речи дошкольников, а также проанализированы особенности организации и руководства театральными играми на логопедических занятиях, попытались раскрыть значение театральных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников. В третьей главе описывается цели, задачи и организация экспериментального исследования по изучению уровня сформированности речевых и неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи, проводится анализ результатов констатирующего эксперимента, проанализированы результаты контрольного эксперимента и сопоставлены данные экспериментов.

База исследования: МДОУ «Детский сад №58 комбинированного вида» города Междуреченска Кемеровской области.

Респондентами послужили дети двух старших групп: 10 детей в каждой группе, возраст 5–6 лет (первый год обучения).

Материалы о воспитании и обучении:

Как научить ребенка читать на иностранном языке
"Перед тем как начинать читать. Думаю, немногие начинают учить детей читать на русском языке со слов "фенотип", "оксюморон" или "аминокислота". Для этого больше подходят слова "мама", "домик" и "кошка". Первые слова, которые должны &q ...

Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке
Изучение музыки в школе как вида искусства направлено на достижение следующих целей: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ...

Использование проектной деятельности на уроках технологии
Цели новой образовательной области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деят ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru