Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы

Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка с проблемами развития. Среди актуальных проблем, стоящих перед обществом в начале XXI века, особую значимость приобретает образование таких детей, в частности, детей с недостатками слуха. Для того чтобы эти учащиеся чувствовали себя комфортно в нашем обществе, необходимо, чтобы образование глухих носило коммуникативный характер.

Изменения, происходящие сегодня в обществе, в науке и производстве, приводят к необходимости формирования у человека с нарушенным слухом активной жизненной позиции, способствующей решению новых проблем, эффективному взаимодействию со слышащими людьми; требуют от людей способности действовать активно, самостоятельно, инициативно, проявлять свои творческие задатки. Особенностью современного этапа является возрастание роли человеческого фактора, усиление внимания к личности школьника, изучение и учёт в школьной практике его индивидуальных способностей. Сегодня время диктует необходимость таких направлений, как гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация образования. Сущность этих подходов состоит в признании учащегося полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей.

Это обуславливает необходимость совершенствования учебного процесса в школе для детей с нарушенным слухом на основе активизации всей познавательной сферы учащихся - их речи, памяти, внимания, мышления.

В настоящее время, благодаря достижениям общей педагогики и психологии, выявлены особенности развития произвольного внимания на каждом этапе развития нормального ребенка и подростка. Кроме того, прослежена и динамика становления произвольного внимания в условиях обучения и воспитания детей. Многие исследования посвящены также анализу отдельных свойств внимания в различных видах деятельности. Значительное место в этих работах отводится проблеме воспитания и формирования произвольного внимания у детей в период их школьного обучения.

Между тем в специальной психологии и педагогике проблема развития произвольного внимания у аномальных детей и, в частности, у глухих, освещена еще явно недостаточно. Научные исследования советских дефектологов (Л.С. Выготский, Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.П. Гозова, Т.В. Розанова, В.И. Лубовский и др.), показали, что поражение слухового анализатора не является изолированным процессом. Оно во всех случаях отражается на развитии всей познавательной деятельности глухих детей. Это дает основание говорить о существовании определенных особенностей развития и произвольного внимания у глухих учащихся. Об этом в определенной мере свидетельствуют отдельные исследования, связанные с изучением работоспособности и некоторых свойств внимания глухих учащихся (А.В. Владимирский, А.П. Гозова, Б.М. Зайцев и др.). Результаты этих исследований позволяют в определенной мере судить о некоторых характеристиках устойчивости внимания глухих учащихся. Однако в этих работах проблема устойчивости внимания у глухих учащихся не являлась основным предметом специального исследования, и устойчивость внимания прослеживается недостаточно подробно на протяжении начального периода обучения. Наряду с этим в известной нам литературе не содержится также данных, характеризующих процесс переключения внимания у рассматриваемой категории учащихся.

Все это свидетельствует о том, что основные аспекты произвольного внимания глухих школьников еще не изучены в достаточной мере. Особенно это касается ведущих в учебной деятельности свойств внимания, какими являются устойчивость и переключение.

произвольное внимание глухой переключение

Выявление закономерностей и особенностей развития произвольного внимания глухих школьников, а также выяснение эффективности использования отдельных приемов, направленных на повышение эффективности воспитания внимания, имеет большое психологическое и педагогическое значение. Исследование указанных вопросов и явилось предметом и целью нашего исследования.

Таким образом, проблема развития произвольного внимания глухих детей и эффективного воздействия на процесс его совершенствования представляется актуальной.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

провести анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблемам исследования развития произвольного внимания глухих;

определить наиболее эффективные психолого-педагогические условия совершенствования произвольного внимания глухих детей;

разработать адекватные приемы повышения эффективности произвольного внимания глухих детей;

Объектом исследования - выступает процесс формирования произвольного внимания у глухих учащихся.

Предмет исследования - особенности развития произвольного внимания глухих детей, его устойчивости и переключения в условиях специально организованного процесса обучения.

В основу исследования была положена гипотеза: введение определенной целевой установки, направленной на улучшение количественных и качественных показателей работы способствует эффективности устойчивости и переключения внимания.

Методологической основой исследования явились положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и "зоне ближайшего развития", представление о структуре дефекта, личностно-деятельностный подход, придающий большое значение мотивационному фактору в развитии всех психических процессов.

Основными методами исследования являлись:

изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опыта работы школ для глухих детей; наблюдение за деятельностью сурдопсихологов и детей с нарушенным слухом в процессе обучения;

проведение индивидуального констатирующего эксперимента;

статистический анализ полученных результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная система работы по повышению эффективности становления произвольного внимания школьников содействует выработке оптимальных способов переработки материала, которая обуславливает его длительное хранение.

Организация исследования. Экспериментальной базой служили ГОУ ТОС (К) О школа-интернат для глухих и слабослышащих детей г. Тулы и общеобразовательная школа № 53 г. Тулы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на использование современных достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материала, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и практических рекомендаций, реализацией материалов исследования в системе учебно-воспитательной работы в среднем звене специальной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

поражение слухового анализатора глухих учащихся сказывается на познавательной деятельности, что в определенной мере отражается и на развитии у них и произвольного внимания - устойчивости и переключения;

в процессе обучения различия между глухими и слышащими учащимися в уровне развития произвольных форм внимания сглаживаются;

введение, с учетом особенностей развития познавательной деятельности и речи глухих учащихся, определенной целевой установки, направленной на улучшение количественных и качественных показателей работы, способствует повышению эффективности устойчивости и переключения внимания. При этом наиболее действенной является установка на улучшение качественных показателей. Выполнение этой установки приводит к улучшению скоростных показателей.

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности психологического развития детей в первые годы жизни
Вызывает глубокое беспокойство педагогов и психологов, занимающихся развитием и воспитанием маленьких детей и знающих, к каким неблагоприятным психологическим последствиям приводит отсутствие интеллектуальной стимуляции и психолого-педагогической поддержки малышей в этот очень важный период их жизн ...

Информатика и информационные технологии
Информатика как научное направление обязана своим происхождением идеям создания компьютера. В США науку о вычислительной технике назвали компьютерные науки, во Франции ей дали имя информатика от слов информация и автоматика. У нас это понятие прижилось как «информатика». В целом, информатика - это ...

Виды самостоятельных работ в обучении
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них. 1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru