Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы

Педагогика сегодня » Особенности развития произвольного внимания глухих учащихся начальной школы

Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированный на личность ребенка с проблемами развития. Среди актуальных проблем, стоящих перед обществом в начале XXI века, особую значимость приобретает образование таких детей, в частности, детей с недостатками слуха. Для того чтобы эти учащиеся чувствовали себя комфортно в нашем обществе, необходимо, чтобы образование глухих носило коммуникативный характер.

Изменения, происходящие сегодня в обществе, в науке и производстве, приводят к необходимости формирования у человека с нарушенным слухом активной жизненной позиции, способствующей решению новых проблем, эффективному взаимодействию со слышащими людьми; требуют от людей способности действовать активно, самостоятельно, инициативно, проявлять свои творческие задатки. Особенностью современного этапа является возрастание роли человеческого фактора, усиление внимания к личности школьника, изучение и учёт в школьной практике его индивидуальных способностей. Сегодня время диктует необходимость таких направлений, как гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация образования. Сущность этих подходов состоит в признании учащегося полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей.

Это обуславливает необходимость совершенствования учебного процесса в школе для детей с нарушенным слухом на основе активизации всей познавательной сферы учащихся - их речи, памяти, внимания, мышления.

В настоящее время, благодаря достижениям общей педагогики и психологии, выявлены особенности развития произвольного внимания на каждом этапе развития нормального ребенка и подростка. Кроме того, прослежена и динамика становления произвольного внимания в условиях обучения и воспитания детей. Многие исследования посвящены также анализу отдельных свойств внимания в различных видах деятельности. Значительное место в этих работах отводится проблеме воспитания и формирования произвольного внимания у детей в период их школьного обучения.

Между тем в специальной психологии и педагогике проблема развития произвольного внимания у аномальных детей и, в частности, у глухих, освещена еще явно недостаточно. Научные исследования советских дефектологов (Л.С. Выготский, Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.П. Гозова, Т.В. Розанова, В.И. Лубовский и др.), показали, что поражение слухового анализатора не является изолированным процессом. Оно во всех случаях отражается на развитии всей познавательной деятельности глухих детей. Это дает основание говорить о существовании определенных особенностей развития и произвольного внимания у глухих учащихся. Об этом в определенной мере свидетельствуют отдельные исследования, связанные с изучением работоспособности и некоторых свойств внимания глухих учащихся (А.В. Владимирский, А.П. Гозова, Б.М. Зайцев и др.). Результаты этих исследований позволяют в определенной мере судить о некоторых характеристиках устойчивости внимания глухих учащихся. Однако в этих работах проблема устойчивости внимания у глухих учащихся не являлась основным предметом специального исследования, и устойчивость внимания прослеживается недостаточно подробно на протяжении начального периода обучения. Наряду с этим в известной нам литературе не содержится также данных, характеризующих процесс переключения внимания у рассматриваемой категории учащихся.

Все это свидетельствует о том, что основные аспекты произвольного внимания глухих школьников еще не изучены в достаточной мере. Особенно это касается ведущих в учебной деятельности свойств внимания, какими являются устойчивость и переключение.

произвольное внимание глухой переключение

Выявление закономерностей и особенностей развития произвольного внимания глухих школьников, а также выяснение эффективности использования отдельных приемов, направленных на повышение эффективности воспитания внимания, имеет большое психологическое и педагогическое значение. Исследование указанных вопросов и явилось предметом и целью нашего исследования.

Таким образом, проблема развития произвольного внимания глухих детей и эффективного воздействия на процесс его совершенствования представляется актуальной.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:

провести анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблемам исследования развития произвольного внимания глухих;

определить наиболее эффективные психолого-педагогические условия совершенствования произвольного внимания глухих детей;

разработать адекватные приемы повышения эффективности произвольного внимания глухих детей;

Объектом исследования - выступает процесс формирования произвольного внимания у глухих учащихся.

Предмет исследования - особенности развития произвольного внимания глухих детей, его устойчивости и переключения в условиях специально организованного процесса обучения.

В основу исследования была положена гипотеза: введение определенной целевой установки, направленной на улучшение количественных и качественных показателей работы способствует эффективности устойчивости и переключения внимания.

Методологической основой исследования явились положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека, учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и "зоне ближайшего развития", представление о структуре дефекта, личностно-деятельностный подход, придающий большое значение мотивационному фактору в развитии всех психических процессов.

Основными методами исследования являлись:

изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опыта работы школ для глухих детей; наблюдение за деятельностью сурдопсихологов и детей с нарушенным слухом в процессе обучения;

проведение индивидуального констатирующего эксперимента;

статистический анализ полученных результатов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная система работы по повышению эффективности становления произвольного внимания школьников содействует выработке оптимальных способов переработки материала, которая обуславливает его длительное хранение.

Организация исследования. Экспериментальной базой служили ГОУ ТОС (К) О школа-интернат для глухих и слабослышащих детей г. Тулы и общеобразовательная школа № 53 г. Тулы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на использование современных достижений психолого-педагогической науки, применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материала, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и практических рекомендаций, реализацией материалов исследования в системе учебно-воспитательной работы в среднем звене специальной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

поражение слухового анализатора глухих учащихся сказывается на познавательной деятельности, что в определенной мере отражается и на развитии у них и произвольного внимания - устойчивости и переключения;

в процессе обучения различия между глухими и слышащими учащимися в уровне развития произвольных форм внимания сглаживаются;

введение, с учетом особенностей развития познавательной деятельности и речи глухих учащихся, определенной целевой установки, направленной на улучшение количественных и качественных показателей работы, способствует повышению эффективности устойчивости и переключения внимания. При этом наиболее действенной является установка на улучшение качественных показателей. Выполнение этой установки приводит к улучшению скоростных показателей.

Материалы о воспитании и обучении:

Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного ш ...

Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников при работе с малыми фольклорными жанрами
Экспериментальное исследование проводилось на базе детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Изумрудный". В исследовании приняли участие ученики первых классов в количестве 20 человек (11 девочек), (9мальчиков). Хорошо развитая речь служит одним из важнейших сре ...

Качественная характеристика внимания глухих учащихся
Под качественной характеристикой внимания принято понимать степень адекватности выполнения задачи на протяжении всего процесса деятельности. При характеристике внимания как сложного психического процесса выделяют ряд его функций, к числу которых, прежде всего, относят селекцию воздействий. Селекция ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru