Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы

Педагогика сегодня » Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы

В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста является одной из актуальных. Так социально-экономическая нестабильность в стране, снижение уровня жизни многих россиян, медленное возвращение влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой "группы риска" и к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна при развитии социальных отношений в России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других девиантных проявлений.

Социологи фиксируют сегодня кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей. Несмотря на конфликты с родителями (на которые указывают опрошенные нами подростки), семья является для них значимой сферой жизни. Она влияет на ее членов через традиции, сложившийся стиль общения, эмоциональную атмосферу, самим укладом жизни программируя дальнейший жизненный путь детей.

Второй по значимости субъект влияния на поведение молодежи - образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современных молодых людей. Школа традиционно ответственность за асоциальное поведение полностью перекладывает на плечи семьи.

Социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма подростков часто являются причинами девиантного поведения. Стремление испытать острые ощущения, любопытство, недостаточная способность прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированное стремлении быть независимым влияют на специфику взаимоотношений с окружающим миром. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации.

Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам. В последнее время все большую роль в этом процессе играет социальный педагог. Одной из его функций является профилактика девиантного поведения подростков. Однако специфика деятельности социального педагога в направлении профилактики девиантного поведения подростков изучена недостаточно. Таким образом, проблема разработки социально-педагогических методов профилактики девиантного поведения требует изучения как на теоретическом, так и на научно-практическом уровне.

Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы исследования: "Социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения".

Объект исследования: профилактика девиантного поведения подростков.

Предмет исследования: социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему профилактики девиантного поведения подростков, подобрать методы и разработать систему профилактики девиантного поведения подростков и апробировать ее.

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность и структуру ключевых понятий (девиантное поведение, профилактика).

2. Определить основные социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков.

Смоделировать систему социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения у подростков.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: организационные (сравнительный способ); эмпирические (метод экспертной оценки, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты); методы обработки научной информации (качественный и количественный способы); интерпретационный метод (генетический способ).

Материалы о воспитании и обучении:

Лингвистические особенности деловых документов
Документ – это прежде всего информация. В данном случае, представленная в виде текста. Согласно ГОСТу Р 51141-98 текст официального документа – это информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи, заключающая в себе всю или основную часть речевой информации документа. ...

Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ...

Диагностика стертой формы дизартрии
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фо ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru