Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов

Педагогика сегодня » Особенности работы над выразительностью речи глухих учащихся начальных классов

Проблема формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И.П. Павлов, И.М. Сеченов); в психологии (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинский, Б.Д. Эльконин); в психофизиологии (Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова); в лингвистике (Л.Р. Зиндер); в психолингвистике (А.А. Леонтьев); в сурдопедагогике (Е.И. Андреева, Н.И. Белова, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко и др.).

От успешного решения этой задачи во многом зависят достижения ребенком определенного общеобразовательного и профессионального уровня, их социальная реабилитация.

В отечественной сурдопедагогике разработана система формирования у школьников с недостатками слуха устной речи (ее восприятие и воспроизведение) в условиях интенсивного развития слухового восприятия (Е.П. Кузьмичева, 1991; Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, 1989 и др.). Но, несмотря на достижения в области формирование у неслышащих детей произносительной стороны устной речи, в большинстве случаев качество произношения учащихся не удовлетворяют специалистов, родителей, общественность и самих учеников. Она мало выразительна, без эмоциональной окраски, монотонна и неинтересна. Для формирования выразительности речи важным разделом является развитие у глухих детей восприятия речи и воспроизведения ее интонационной структуры.

При выполнении этой задачи особенное внимание должно быть уделено формированию фонетической стороны речи, так как это чрезвычайно важно для более полноценного устного общения со слышащими людьми, интенсификация учебно-воспитательного процесса. Изучение выразительности речи неслышащих учащихся и особенности работы над ней составляет актуальность выбранной нами темы.

Объектом исследования является устная речь глухих учащихся начальных классов.

Предметом исследования определено особенности работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся.

Цель нашего исследования является изучение особенностей работы над выразительностью устной речи неслышащих учащихся.

В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:

Проанализировать понятие выразительности устной речи, обобщив работы ученых из разных отраслей наук.

Изучить качество выразительности устной речи детей с нарушенным слухом:

а) сформированность умения воспроизводить словесное ударение;

б) представление о развитии речевого дыхания, которое обеспечивает слитность произнесения слов и о состоянии голоса ребенка;

в) сформированность умения воспроизводить слова в нормальном темпе.

г) сформированность умения членить паузами фразы.

Выявить причины недостаточной выразительности устной речи у детей с нарушенным слухом.

Разработать отдельные методические рекомендации по формированию звукопроизношения, тембра голоса, словесного ударения и членение фразы паузами у учащихся экспериментальной группы.

Однако, ставя подобные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности детей и программные требования, чтобы адекватно оценивать состояние их произношения.

Методы, использованные в нашей работе:

методы изучения научных источников: общих, специальных, педагогических, психологических, лингвистических, медицинских.

Организационный метод: изучение состояние слуха, уровней речевого развития детей на основе анализа медико-педагогической документации.

Метод наблюдения в ходе эксперимента.

Метод математической обработки данных.

Констатирующий метод, как метод изучения ритма слова неслышащих учащихся.

Необходимо добавить, что проблема формирования выразительности речи в специальной литературе почти не отражена. Однако начальная школа является важным этапом в процессе формирования выразительности речи детей. Чем прочнее сформированы навыки, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребенка. Именно поэтому исследование выразительности речи приобретает особую значимость и актуальность.

Материалы о воспитании и обучении:

Высокотехнологическая образовательная среда
Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие, не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют огромное влияние как ...

Изучение уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Цель экспериментальной работы - определить уровень развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МДОУ интегрированного вида № 147 "Улыбка" г. Чебоксары. В эксперименте участвовало 10 детей 5-6-летнего возраста. За ...

Методика работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи: Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изо ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru