Совершенствование культуры общения и речевого этикета на уроках в начальной школе

Педагогика сегодня » Совершенствование культуры общения и речевого этикета на уроках в начальной школе

В курсе русского языка для современной общеобразовательной школы заметно усиление коммуникативного направления. На первый план выдвигается формирование и совершенствование умений и навыков владения языком в различных сферах речевого общения. В начальный курс русского языка включается материал по усвоению требований культуры речи и культуры общения.

В программе «Русский язык» А.В. Поляковой (система Л.В. Занкова) в перечне основных требований к знаниям и умениям учащихся начальных классов названы умения: «…использовать правила вежливости, понимать различия в общении с родными, учителями и одноклассниками на уроке и на перемене, на прогулке…» (1 класс); «…использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения…» (2 класс); «выбирать при устном общении средства, адекватные ситуации…» (3 класс).

Русский язык в программе Л.Я. Желтовской для начальной школы представлен как коммуникативно-ориентированный курс. Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих целей обучения русскому языку, что предполагает формирование и культуры речи, и культуры общения. Среди умений, формируемых на уроках русского языка, названы следующие: ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации для регулирования своего речевого поведения; ставить (осознавать) коммуникативные задачи; выражать своих мысли и воспринимать чужие при диалогической форме общения; своевременное вступление в разговор и его завершение; вызывать желаемую реакцию собеседника в соответствии с коммуникативной задачей; тактично уточнять непонятное, переспрашивать, задавать вопросы; быстро реагировать на реплики собеседника, не отходить от темы разговора; уместно и правильно использовать этикетные выражения (приветствие, просьба, поздравление, пожелание, обращение, объявление, извинение, благодарность).

Для четырехлетней начальной школы создана программа «Речь и культура общения» (составители Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, Р.И. Никольская), включающая три раздела: («Речь и ее значение в жизни», «Тексты», «Культура общения»), предлагающая формирование человека, способного в общественной жизни и в межличностном общении правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Таким образом, вопросам формирования и совершенствования культуры общения и речевой культуры учащихся в школе с каждым годом уделяется все больше внимания, что и доказывает актуальность заявленной темы.

Цель нашей работы определили так:

– закрепить и привести в систему имеющиеся знания по культуре речи общения и речевой культуре;

– изучить по данной проблеме опыт работы учителей;

– отобрать наиболее приемлемое для будущей профессиональной деятельности.

Цель продиктовала задачи:

– изучить теоретические основы (лингвистические и психолого-педагогические) исследуемой речи;

– изучить передовой педагогический опыт, выявить достоинства и проблемы работы по совершенствованию культуры общения и речевого этикета в начальной школе;

– апробировать отдельные методы, приемы и формы работы по совершенствованию культуры общения и речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе во время педагогической практики;

– отобрать наиболее приемлемые методы, приемы и формы работы для будущей профессиональной деятельности.

Объект исследования: состояние культуры общения и речевого этикета младших школьников.

Предмет исследования: пути совершенствования культуры общения и речевого этикета у младших школьников.

Методы:

1. Теоретические методы:

– изучение литературы по проблеме, нормативных инструктивно-методических материалов;

– анализ и синтез.

2. Практические методы:

– педагогическое наблюдение;

– беседы;

– тестирование.

Гипотеза: если систематически организовывать работу по совершенствованию культуры общения и речевого этикета с учетом психолого-педагогических особенностей детей, с использованием методического опыта, наработанного школьными учителями, то можно улучшить стиль общения детей, а также повысить их речевую культуру.

Материалы о воспитании и обучении:

Методика работы с неравенствами в системе "Школа – 2100", по программе Петерсон Л.Г
Знакомство с понятиями «столько же», «больше», «меньше» основывается на практике детей из повседневной жизни, и дети безошибочно используют эти понятия для сравнения совокупностей предметов с числом элементов, не превышающим 5. Переход к большим числам, зрительно воспринимаемым как «много», требует ...

Критерии эффективности воспитательной системы
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития: во-первых, моделирование строящейся системы; во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых; в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловечески ...

Задачи декоративного рисования в данной возрастной группе
Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декорати ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru