Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий срок период обретения независимости Казахстан достиг стабильности роста экономики интегрируясь с мировым сообществом. Переходя к рыночным отношениям, преодоление духовно-нравственного застоя общества, ориентации на общечеловеческие ценности, требуют сегодня радикального пересмотра и совершенствования всей системы образования Казахстана. В этой связи, музыкальное образование, способствующее гармоничному развитию личности, формированию музыкально-эстетического вкуса и потребностей духовно-нравственного становления личности не может остаться в стороне от масштабных преобразований, происходящих в стране в последние годы. Важнейшим направлением политики нашего государства является дальнейшее совершенствование системы образования, формирование высоких духовных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

На основе стратегии «Казахстан-2030», Президент Республики Казахстан ставит задачу – развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации кадров и развитие культуры в широком смысле слова. Общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было и остается неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Совершенствование методики музыкального воспитания, поиски новых путей и методов обучения, связаны с общими педагогическими идеями развивающего обучения. Проблема активизации внимания школьников на уроках музыки в процессе слушания музыки – одна из актуальных.

Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления в практике обучения. Учитель всегда должен быть во всеоружии, обязан владеть самыми новыми педагогическими технологиями. Особенно это касается учителя музыки. Одним из путей, ведущих к активизации внимания школьников, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения, создание игровых ситуаций, использование приемов наглядного изображения высоты звуков (движением руки или указки) – активизируют внимание детей. Задача учителя музыки научить школьников искусству управления собственным вниманием, восприятием в процессе познания музыки. Будучи единством рационального и эмоционального образования мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и сердцем». Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки, занимаясь с ними содержательным анализом музыкальных произведений.

Проблема воспитания активного слушателя – одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Поэтому развитие внимания на уроке, является необходимым условием приобщения младших школьников к музыкальному искусству. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира. Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а от всей учебной и воспитательной работы в школе. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди школьников до сих пор нет согласия.

Педагогическая мысль всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников посредством восприятия музыки «легких» и «серьезных» жанров. Большой вклад внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарский (формирование интереса к народной музыке у подростков), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохор (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебникова (составляющие музыкальной культуры) и др.

Проблема восприятия музыки рассматривается в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Э.Б. Абдуллин, В.А. Беляев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и другие.

В настоящее время существуют программы по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Вопросы духовно-нравственного воспитания отражены в программах: «Елим-ай» М.Х. Балтабаева, «Музыка» Ш.Б. Кульмановой, «Мурагер» А. и С. Райымбергеновых.

Актуальность исследования:

Обобщение и исследование приёмов активизации внимания в процессе слушания музыки систематично и углубленно, способствует более яркому, сознательному восприятию и пониманию музыки.

Цель исследования:

определить оптимальные педагогические условия, разработать и экспериментально проверить методику, направленную на обобщение и исследование приёмов активизации внимания.

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс во втором классе общеобразовательной школы в процессе восприятия музыки учащимися.

Предмет исследования:

Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки

Проблема исследования

: Использование приёмов активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки

Гипотеза исследования:

Целенаправленное использование приёмов активизации внимания, способствуют развитию музыкального восприятия.

Задачи исследования:

– изучить специальную литературу по данному вопросу;

– раскрыть психолого – педагогические аспекты восприятия музыки, путём активизации внимания младших школьников;

– определить методы активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки;

– провести наблюдения и эксперимент по активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки.

Методы исследования:

– монографический (теоретический обзор психолого – педагогической, учебно-методической литературы, нормативные документы);

– обсервационный (систематическое наблюдение за учащимися на уроке);

– диагностический (выполнение специальных заданий);

– экспериментальное обучение;

– анализ результатов деятельности.

Научная новизна проведенного исследования:

- осуществлен анализ психолого-педагогической, музыковедческой литературы по активизации внимания младших школьников при восприятии музыки;

- определены педагогические условия, способствующие восприятию музыки;

- отработаны и проверены в экспериментальных условиях педагогические условия учебно-воспитательного процесса на музыкальных занятиях, направленных на восприятие музыки.

Практическая значимость:

– разработанный комплекс заданий может быть использован в практической деятельности учителей музыки в работе с учениками младших классов.

– система по активизации внимания может быть неотъемлемой частью урока музыки и практически войти в содержание предмета «Музыка РК».

Новизна исследования:

Предложенный комплекс заданий способствует более эффективному формированию восприятия музыки.

Положения вносимые на защиту:

– психолого-педагогическое значение и содержание понятия восприятия, активизация, внимание.

– процесс формирования музыкального восприятия.

– использование приёмов активизации внимания способствуют повышению восприятия музыки.

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие и сущность профессиональных качеств педагога
Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его пр ...

Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Этапы развития коллектива, где требов ...

Проблема произвольного внимания в общей и специальной психологии
Внимание являлось одним из первых объектов исследования в экспериментальной психологии. Разработкой проблемы внимания занимались такие видные ученые как В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге и др. Большое значение для понимания физиологических основ внимания имели работы выдающихся р ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru