Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр

Педагогика сегодня » Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Эта тема наиболее актуальна, т.к. благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было,

организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Проблема развития памяти является очень важной для человека. Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Дошкольный период - эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

В формировании процесса памяти главная и решающая роль принадлежит речи. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Проблемами памяти занимались многие психологи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные. Из отечественных психологов можно выделить следующих: Е.И. Лурия, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, А.В. Петровский и др.

По мнению Р.С. Немова, память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков . "Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом" .Л.Д. Столяренко трактует память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

За рубежом исследованием памяти занимались следующие психологи: Э. Геринг, Т. Рибо, Э. Мейман, Д.Н. Узнадзе, К. Бюлер, Ж. Пиаже, Р. Семон и др.

Т. Рибо считает, что по существу своему память - факт биологический, а психологическим фактом она бывает только случайно: органическая память по способу усвоения, сохранения и воспроизведения совершенно тождественна с памятью психологической, и все различие между ними заключается только в отсутствии у первой сознания. Э. Мейман и К. Бюлер считали, что у ребенка память лучше, чем у взрослого. Р. Семон развил учение об органической памяти, обозначаемой им греческим словом "мнема". Значительное ухудшение социально-экономической и экологической ситуации на современном этапе развития общества неизбежно привело к отрицательным воздействиям на психическое и физическое здоровье ребенка: резко возросло число детей с различными патологиями, нарушениями и отклонениями.

Поэтому неудивительно, что в период интенсивно возрастающих нагрузок в детских садах увеличивается число детей, не справляющихся с программой. Особую категорию среди них составляют дети со специфическими нарушениями речи. Важно помнить, что в отличие от здоровых детей, дети с речевой патологией более чувствительны к условиям, требующим мобилизации психической активности в связи с началом обучения в первых классах школы. Причины уязвимости таких детей лежат в дисгармоничном развитии ряда психических функций, в частности памяти.

Известно, что структурная организация психических процессов у детей с речевой патологией имеет характерные особенности, а именно: незрелость одних психических процессов компенсируются за счет нормального функционирования других процессов. Следовательно, чрезвычайно актуальным в связи с этим является наиболее ранняя и своевременная работа по развитию памяти у детей с различными речевыми нарушениями.

Особую актуальность приобретает изучение памяти у детей с нарушениями речи, т.к. этот процесс участвует во всех видах детской деятельности и играет большую роль в продуктивности этих видов деятельности.

Актуальность темы обусловлена так же тем, что память влияет на продуктивность таких психических процессов, как мышление, внимание, восприятие и воображение.

Психофизиологические функции, их образные компоненты развиваются при непременном участии речи в различных ее проявлениях. Речь взрослого и самого ребенка, включаясь в развитие индивидных характеристик, служит для вербализации, определения смысла явлений, их обобщения, программирования и регулирования поведения и деятельности. Речь не только углубляет процесс познания предметного мира, но и стимулирует развитие самих психофизиологических механизмов. Благодаря речи идет становление и развитие личности ребенка.

Особенностями памяти у детей с нарушениями речи занимались следующие исследователи: Г.С. Гуменная, Л.С. Цветкова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Ю.Ф. Гаркуша, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.А. Колягин, Т.С. Овчинникова и др.

Л.В. Кузнецова отмечает, что определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребенка [18]. По мнению В.А. Колягина, особый интерес представляет изучение памяти дошкольников по модальностям - слуховой, моторной и зрительной, т.к. именно эти виды памяти наиболее задействованы при обучении [11].Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывает, что "у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития".

Существуют факты о снижении в развитии ряда психических процессов у детей с речевыми нарушениями, таких, как: память, внимание, мышление. Как правило, они разрозненны, не систематизированы и в основном касаются очень узкого круга речевых диагнозов: афазия, общее недоразвитие речи.

В то же время, значительно меньше имеется сведений о взаимосвязи различных психических процессов у детей с нарушениями речи и тех компенсаторных механизмах, благодаря которым происходит снижение нагрузки на ослабленные психические процессы. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется недостаточно разработанными вопросами о динамики развития памяти у детей 6-7 лет, имеющих речевые нарушения.

Эта проблема имеет важнейшее значение для психологии и педагогики, т.к. именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Исследованиями проблемы игры занимались такие ученые, как А.П. Усова, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, Л.И. Айдарова.П.И. Пидкасистый, В. Штерн и др. В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим использованием. Авторы этих исследований: С.Н. Карпова, Л.Г. Люсюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.

Игра - великое изобретение человека. Человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе целенаправленного воспитания. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности.

Игровая деятельность, в тех формах, в каких она существует в раннем детстве, в старшем дошкольном возрасте не перестает утрачивать свое развивающее значение. Сами по себе игры становятся новыми, обогащается их содержание.

Большой интерес для детей представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать. Они предоставляют возможность ребенку проверить, развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Эти игры способствуют самоутверждению, развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. А главное, такие игры способствуют их психическому и интеллектуальному развитию. В них совершенствуется мышление, память, внимание, творческое воображение, восприятие и другие, важные для дальнейшей учебной деятельности, новообразования.

Поэтому, наиболее эффективным инструментом развития познавательных способностей в дошкольном возрасте является игра, в частности дидактическая. Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.

Цель - определение психолого-педагогических условий, способствующих формированию непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Объект - непроизвольная память у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Предмет - процесс формирования непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Процесс формирования непроизвольной памяти будет наиболее эффективным при использовании дидактических игр.

Задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

создать систему работы по формированию непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста;

изучить степень эффективности использования дидактических игр в процессе формирования непроизвольной памяти;

выявить педагогические условия развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Методы:

анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

констатирующий эксперимент;

количественный и качественный анализ полученных данных.

База исследования - МДОУ интегрирующего вида №147 "Улыбка" города Чебоксары.

непроизвольная память нарушение речь

Материалы о воспитании и обучении:

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым ...

Контроль и оценка технической подготовленности волейболистов в тренировочном процессе
Анализ научной литературы выявил, что педагогического наблюдения лишь за соревновательной деятельности недостаточно. Для получения наиболее достоверных данных нужен так же и контроль над технической подготовленностью в тренировочном процессе. Так как в ходе тренировочного процесса, при выполнении у ...

Определение понятия "качество образования"
Определяя направление работы по реферату, сначала я решила точно выяснить определение понятий, которыми собираюсь оперировать. И особую значимость приобретают простые и мудрые слова основателя европейской науки Рене Декарта: "Определяйте значения слов - этим Вы избавите человечество от половин ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru