Анализ логопедических технологий, способствующих устранению дислексии у детей младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Анализ логопедических технологий, способствующих устранению дислексии у детей младшего школьного возраста

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний.

Представление о симптоматике, сущности и механизмах нарушения чтения складывалось постепенно. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в труде «Расстройство речи» 1877 году. Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения. Нарушение чтения особенно распространены у детей, обучающиеся в специальных школах, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, ограничение дислексии от ошибок чтения иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми. При этом стало очевидно, есть и другие дети, которые не могут овладеть грамотой, несмотря на нормальное интеленктуальное развитие, кроме детей не способных учиться из-за умственной отсталости. В настоящее время это одна из самых актуальных проблем логопедии.

Требования к поступающим в первый класс детям на сегодняшний день очень возросли. Программа обучения, который должен быть усвоена через чтение, усложнена и насыщена разнообразным материалом. Ребенок, испытывает большие трудности в обучении чтению, когда идет в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи. По данным Т.А.Алтуховой (2), Р.И.Лалаевой (22 – 24), А.Н.Корнева (17 – 20), Л.Ф.Спировой (52), Р.Е.Левиной (26 – 27), Р.А.Каше (14, 15) отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения. Ученик, страдающий дислексией, не всегда правильно понимает прочитанное задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося.

Такие дети тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут. У них возникают трудности при формировании связного монологического высказывания.

Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в последующем у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Таким образом, изучение нарушений чтения у младших школьников и их коррекция являются актуальными.

Анализ накопленных теоретических данных и логопедической практики по проблеме исследования нарушения процесса чтения у младших школьников позволяет выделить следующее противоречие:

- между задачами формирования функционально грамотной личности школьника и невозможностью их реализации в процессе обучения детей с дислексией, нарушающей полноценное овладение письменноречевыми видами деятельности.

Данное противоречие и необходимость его разрешения обусловливают актуальность научной проблемы поиска новых логопедических технологий, способствующих устранению дислексии у младших школьников.

Определение проблемы исследования позволило сформулировать тему исследования: «Логопедические технологии в работе по коррекции дислексии у младших школьников».

Цель исследования заключается в разработке логопедических технологий по устранению дислексии у младших школьников.

Объектом исследования является нарушение процесса чтения у младших школьников с ОНР .

Предметом исследования являются логопедические технологии, способствующие устранению дислексии у младших школьников.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что логопедическая работа, подобранная с учетом механизмов дислексии, способствует устранению нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР.

Исходя из цели и предмета исследования для доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности чтения у школьников с общим недоразвитием речи с учетом деятельностного подхода;

- определить основные закономерности овладения навыком правильного, выразительного и осмысленного чтения младшими школьниками с ОНР;

- провести констатирующий эксперимент и установить статистически значимые и достоверные различия двух экспериментальных групп;

- адаптировать существующие методики, способствующие устранению дислексии у младших школьников с ОНР.

Материалы о воспитании и обучении:

Монография
Монография - это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования, как все говорят, определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография, как правило, служит, как все говорят, формой публикации как бы научных результатов диссертации на соискание учен ...

Контроль и оценка технической подготовленности волейболистов в тренировочном процессе
Анализ научной литературы выявил, что педагогического наблюдения лишь за соревновательной деятельности недостаточно. Для получения наиболее достоверных данных нужен так же и контроль над технической подготовленностью в тренировочном процессе. Так как в ходе тренировочного процесса, при выполнении у ...

Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru