Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий

Одной из важнейших задач системы образования России начала третьего тысячелетия стало выявление путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения. Увлечение новыми педагогическими идеями, приоритетность разработки эффективных форм, методов обучения и педагогических технологий отодвинули на задний план вопросы воспитательной работы с детьми. Размытыми оказались нравственно-этические идеалы, жизненные ценности, личностные ориентиры саморазвития. По мнению ученых, приобретая опыт капиталистических отношений, Россия во многом утратила запас духовно-нравственного видения жизненных процессов, основ человеческих отношений, в результате чего произошло ярко выраженное «разложение» духовной жизни нашего общества.

Особенности развития современного российского общества показывают, что самосознанию нового поколения присущи ценности, не имеющие внутреннего смыслового единства. В свою очередь, неопределенность ценностей рождает в юных душах путаницу, нигилизм и цинизм. Растущее пренебрежение к культуре и культурным традициям лишает молодых людей необходимой духовно-нравственной основы для эффективного самоопределения, позитивного самоутверждения. Известно, что гармонизация личности возможна лишь на основе приятия высоко эстетических ценностей.

Общение с высоким искусством способно ориентировать молодежь на высокие художественные ценности, облагораживает душу, совершенствует систему ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют опыт отечественного эстетического воспитания и исследования ученых в нашей стране и за рубежом.

Одной из важнейших задач эстетического воспитания подрастающего поколения является умение увидеть и понять противоречия современных методов воспитания детей и подростков; принять участие в создании новой системы воспитательной работы с учащимися, отвечающей потребностям современного времени.

Так эстетическое воспитание личности может осуществляться через музыкальную деятельность.

Актуальность исследовательской работы продиктована:

1) необходимостью эстетизации подрастающего поколения через музыкальную сферу;

2) изучением возможностей хоровых занятий, влияющих на музыкально-эстетическое воспитание подростка;

3) развитию личностных качеств в процессе коллективной деятельности;

4) эффективностью методов воспитательной работы с подростками через хоровую деятельность в системе дополнительного образования.

В связи с актуальностью обозначенной проблемы целью исследования явились теоретическое обоснование и разработка методов, влияющих на музыкально-эстетическое воспитание подростков через хоровое пение.

Объектом изучения является процесс эстетического воздействия хоровой деятельности на детей подросткового возраста.

Предмет исследования: педагогические условия и методы, влияющие на развитие музыкально-эстетических ценностей у детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий.

Гипотеза: мы предполагаем, что ориентированность дирижёра на художественно-эстетический репертуар в старшем хоре будет способствовать формированию у подростков музыкально-эстетической культуры.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1) изучение и анализ литературы по теме квалификационной работы;

2) выявление ценностных ориентиров подростка, охватывая психологическую, социальную и профессиональную стороны личности;

3) выявление возможностей влияния хорового репертуара на воспитательную работу с подростками;

4) выявление наиболее актуальных и эффективных методов положительного воздействия на социокультурный облик подростка через сложившуюся систему музыкального воспитания;

5) изучение опыта музыкально-эстетического воспитания детей в отечественных детских хоровых коллективах;

6) экспериментально подтвердить влияние хорового репертуара на процесс формирования музыкально-эстетического вкуса подростков.

Методами исследования были избраны:

анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация теоретического материала;

изучение опыта музыкально-эстетического воспитания детей в отечественных детских хоровых коллективах;

практическая работа с детским хоровым коллективом;

классификация выводов исследования.

Методологической базой данной работы явились теории:

В.П.Острогорского о музыкальном воспитании детей;

В.П.Морозова о функции музыки в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности;

В.П.Подуровского о роли возрастных особенностей в музыкальной деятельности;

Ю.Б.Алиева о развитии интереса к музыке и её значения в воспитательной работе с подростками;

В.Г.Буланова о механизмах эстетического воздействия коллективного пения на развитие интеллекта у учащихся;

Б.С.Рачиной об организации процесса хорового пения, влияющего на развитие личности.

Практическое внедрение и апробация исследовательской работы по проблеме исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы с детским хоровым коллективом Школы Искусств № 2 г. Мегиона ХМАО.

Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, библиографии.

В I главе «Задачи музыкально-эстетического воспитания», рассматриваются теоретические аспекты эстетической культуры личности и влияние музыкального искусства на эстетическое воспитание подростков.

Во II главе «Теоретические основы воспитательной работы с подростками в условиях хоровых занятий», рассматривается психолого-педагогический аспект хоровой деятельности подростков, а тек же воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной музыкально-исполнительской деятельности.

В III главе «Опыт воспитательной работы с подростками в хоровом коллективе», представлена опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе хоровой деятельности, состоящая из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Материалы о воспитании и обучении:

Восприятие как деятельность
Деятельность – это важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Слушая музыкальное произведе ...

Способность мыслить словесно-художественными образами
Методистов очень интересует учебная способность к усвоению литературы, т. е. та способность, которая формируется в процессе систематического школьного обучения и проявляется преимущественно в восприятии литературно-художественного произведения. Так В. П. Ягункова выделила такие основные компоненты ...

Речевой этикет как неотъемлемая часть общения
а) Сущность и назначение речевого этикета Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, а затем так стали называть придворный церемониал. Наряду с этим словом для обозначения правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru