Фольклор Карелии о воспитании и о семье

Педагогика сегодня » Фольклор Карелии о воспитании и о семье

Карелия - это регион чрезвычайно интересный в фольклорном отношении. В первой половине XIX века в северной Карелии выдающимся собирателем Элиасом Леннротом были записаны руны - эпические песни, составившие карело-финский эпос «Калевала», который получил мировую известность. Наибольшее количество песен Э. Леннрот записал в ходе своего пятого путешествия на север Карелии в 1834 году. Знаменитый карельский рунопевец Архиппа Перттунен из Латваярви спел ему более 4000 стихотворных строк. Первая версия эпоса «Калевала» была издана Леннротом в 1835 году, окончательная, состоящая из 50 рун, в 1849 году.

Одной из самых «архаических» зон, сохранивших уникальные факты фольклорной культуры, считается в мировой фольклористике Заонежье. В научном мире Заонежье называют «Исландией русского эпоса». Как Исландия сохранила для мировой культуры норвежские саги (средневековые сказания), потерянные в самой Норвегии, так Заонежье сохранило для России созданные в Древней Руси героические песни о богатырях - былины, в крестьянской среде - старины. Во второй половине XIX века (1860-1871 гг.) П. Н. Рыбниковым, А. Ф. Гильфердингом, Е. В. Барсовым впервые в России были открыты «живые» былинная и причетная традиции. Регион сразу же получил всероссийскую известность. Имена сказителей Кижской волости (Трофима Рябинина, Василия Щеголенка, Козьмы Романова, Терентия Иевлева и др.) и причитальщицы из Толвуи Ирины Федосовой прославили Петрозаводский уезд Олонецкой губернии на весь мир.

Карелию называют не только «страной двух эпосов». Кроме эпических песен и обрядовых плачей, как русских, так и карельских, более архаичных, широкое распространение в XIX веке получили сказочная традиция, поэзия заговоров и заклинаний. Повсеместно бытовали и такие жанры фольклора как былички, предания, пословицы, загадки, плясовые, игровые, свадебные песни (интересно, что многие из них пелись карелами на русском языке).

Карелия второй половины ХIХ века представляла собой край со слабо развитым сельским хозяйством, практически отсутствовавшей промышленностью; образ жизни крестьянской семьи определялся спецификой природных и экономических условий.

Фактором, влияющим на формирование системы ценностей и традиций воспитания в семье выступает социально-культурная среда, включающая особенности экономики, религиозно-мифологических представлений, образовательных и культурных процессов, национального характера.

Характерной особенностью воспитания в крестьянской семье Карелии являлся синкретизм мифологического и религиозного (православного) мировосприятия.

Ценности и традиции воспитания в крестьянской семье складывались благодаря межкультурному взаимодействию народов Карелии. Этнокультурные, исторические связи карел, русских, вепсов образовывали единое культурное пространство, в котором происходило взаимообогащение педагогического традиций, взаимодействие на уровне символов, выраженных в языке, фольклоре, праздниках, верованиях, обрядах, быте.

Народные представления о ценности семьи и детей, о священности и нерасторжимости брака в Карелии в целом совпадали с православной семейной этикой, и нашли отражение в обычном праве, закреплялись обычаями, традициями, запретами, трансформировались в фольклоре.

Семья, по представлениям народов Карелии, являлась важнейшим условием порядочности человека, его материального благосостояния, общественного признания.

Пребывание в браке считалось условием порядочности мужчины, его материального благополучия и общественной значимости. Вступление в брак женщины рассматривалось как неизбежность, как моральный долг перед Богом, семьей и родом. В Карелии статус женщины был несколько выше, чем в центральных областях России.

По воззрениям крестьян, дети в семье – Божья благодать. У русских и карел существовали специальные обряды, направленные на обеспечение рождения детей. Рождению мальчика отдавалось предпочтение. Бездетность считалась Божьим наказанием. В православном сознании с нравственной точки зрения семья крепкая и слаженная считалась даром свыше, крестьяне очень ценили и уважали такие семьи. Ценилось такое социально-нравственное качество личности, как семейственность, которое выражало приверженность к семье, ее идеалам.

Воспитание детей в крестьянской семье в соответствии с национальным идеалом осуществлялось посредством семейных обрядов и обычаев. В родильной обрядности нашли отражение такие стороны ценностного отношения к детям, как стремление вырастить здорового красивого ребёнка, воспитать добропорядочным, трудолюбивым человеком, сохраняющим отцовские и материнские традиции мастерства.

Подобно тому, как в каждой крестьянской семье передавались знания родильной и семейной обрядности, существовала преемственность в передаче ценностей этноса через былины, эпос, сказки.

Материалы о воспитании и обучении:

Коллективное творческое дело как технология воспитания
Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем людям, близким к педагогике. Обычно этот феномен — коллективное творческое дело — рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики), где КТД — жесткая организационная форма, основанная на определенной ...

Личностные изменения подростков
Самые существенные изменения у подростков происходят в личностной сфере. Наиболее значимая характеристика развития личности - это формирование чувства взрослости. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т. В. Драгуновой: это подражание внешним признакам взрослости, равнение на психосексуальные обр ...

Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи
На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Специалистам (М.И. Касаткиной, М.С. Шехтер) удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцируют их, а следова ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru