Образование в социально-территориальных системах

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах

Предпосылкой к рассмотрению образования в социально-территориальных системах и написанию монографии на данную тему стали исследования, проводимые Институтом комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), находящегося в городе Биробиджане. Само название Института говорит за себя – его научные сотрудники исследуют проблемы дальневосточного региона и Еврейской автономной области как субъекта Российской Федерации в аспекте взаимодействия самых различных составляющих этих территорий и их динамики: природных, социальных, культурных, экономических, исторических, геологических, геополитических. Главной методологической основой этих исследований является синергетика как направление в науке, рассматривающее самоорганизацию систем различной природы и сложности, в том числе и социально-территориальных. Территория и проживающее на ней сообщество людей – суть основные составляющие этих систем. Их взаимодействие существенно определяет облик этих систем и их изменение во времени.

Автор монографии как специалист в области педагогики проводит исследование региональных проблем образования и его влияний на состояние и развитие социально-территориальных систем. При этом всё начиналось с понимания образования в традиционном его смысле – как «процесса развития и саморазвития личности», как социальных институтов, создаваемых для общественного и государственного влияния на это развитие. Однако в процессе исследований были выявлены иные взгляды различных мыслителей на роль образования в социальных и территориальных изменениях, определилось иное понимание его сущности. Образование представляет собой нечто большее, чем это принято считать традиционно, что оно способно на выполнение более высокой миссии в судьбах Мира, чем только быть процессом развития и саморазвития личности и социальных групп. Последнее подтверждается анализом даже сложившегося влияния образования в его традиционном смысле слова на поведение людей, их отношение к природе, труду, друг к другу, ‑ ко всему, что есть в Мире. Естественно, что и весь Мир, по крайней мере, на планете Земля и на конкретных её территориях, существенно зависит от того, как образованы люди, на них проживающие.

Монография приглашает читателя к переосмыслению сущности образования и его миссии в судьбах Мира, роли систем образования как социальных институтов в переустройстве и облагораживании систем более высокого порядка. Такое переосмысление просто необходимо, ибо в настоящее время принято считать, и это официально зафиксировано ЮНЕСКО, что образование на планете находится в кризисе. И действительно, призванное «сеять разумное, доброе, вечное», оно не справляется с этой миссией. При существовании во всех странах национальных систем образования на планете разрастаются экологический кризис, терроризм, продолжаются войны, имеют место рецидивы тирании, преступности и другие «пороки человечества». Все эти явления далеки от «разумного, доброго, вечного». Очевидно, это происходит оттого, что образование занимает не то место в системе взаимоотношений человека с Миром, не так изначально понимается его сущность и роль в этом Мире.

В монографии представлены отличные от сложившихся к настоящему времени теоретические взгляды на образование, а также обоснованы конкретные рекомендации для преобразования практики образования в региональных системах.

При написании монографии использованы материалы коллективного исследования в соответствии с проектом РГНФ № 04-06-00343-а «Проектирование региональной системы профессионального образования на основе изучения запросов потребителей образовательных услуг», выполненного под руководством автора в 2004-2005 гг. группой научных сотрудников ИКАРП ДВО РАН в составе С.В. Аносовой, Е.А. Григорьевой, О.С. Майоренковой, Г.М. Матининой, А.Б. Суховеевой, Д.М. Фетисова.

В разработке «Концепции: российское образование на Дальнем Востоке», положенной в основу раздела 5 монографии, принимали участие научные сотрудники ИКАРП ДВО РАН в составе Б.П. Андриевского, А.А. Врублевского, Е.Г. Микова, В.Г. Невструева, Л.Г. Решке, Ю.С. Салина.

Материалы о воспитании и обучении:

Индивидуальная консультация с родителями
Тема: Как победить застенчивость Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости. Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальн ...

Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и других. Согласно их исследованиям дефекты развития речи – это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разн ...

Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных пр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru