Образование в социально-территориальных системах

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах

Предпосылкой к рассмотрению образования в социально-территориальных системах и написанию монографии на данную тему стали исследования, проводимые Институтом комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), находящегося в городе Биробиджане. Само название Института говорит за себя – его научные сотрудники исследуют проблемы дальневосточного региона и Еврейской автономной области как субъекта Российской Федерации в аспекте взаимодействия самых различных составляющих этих территорий и их динамики: природных, социальных, культурных, экономических, исторических, геологических, геополитических. Главной методологической основой этих исследований является синергетика как направление в науке, рассматривающее самоорганизацию систем различной природы и сложности, в том числе и социально-территориальных. Территория и проживающее на ней сообщество людей – суть основные составляющие этих систем. Их взаимодействие существенно определяет облик этих систем и их изменение во времени.

Автор монографии как специалист в области педагогики проводит исследование региональных проблем образования и его влияний на состояние и развитие социально-территориальных систем. При этом всё начиналось с понимания образования в традиционном его смысле – как «процесса развития и саморазвития личности», как социальных институтов, создаваемых для общественного и государственного влияния на это развитие. Однако в процессе исследований были выявлены иные взгляды различных мыслителей на роль образования в социальных и территориальных изменениях, определилось иное понимание его сущности. Образование представляет собой нечто большее, чем это принято считать традиционно, что оно способно на выполнение более высокой миссии в судьбах Мира, чем только быть процессом развития и саморазвития личности и социальных групп. Последнее подтверждается анализом даже сложившегося влияния образования в его традиционном смысле слова на поведение людей, их отношение к природе, труду, друг к другу, ‑ ко всему, что есть в Мире. Естественно, что и весь Мир, по крайней мере, на планете Земля и на конкретных её территориях, существенно зависит от того, как образованы люди, на них проживающие.

Монография приглашает читателя к переосмыслению сущности образования и его миссии в судьбах Мира, роли систем образования как социальных институтов в переустройстве и облагораживании систем более высокого порядка. Такое переосмысление просто необходимо, ибо в настоящее время принято считать, и это официально зафиксировано ЮНЕСКО, что образование на планете находится в кризисе. И действительно, призванное «сеять разумное, доброе, вечное», оно не справляется с этой миссией. При существовании во всех странах национальных систем образования на планете разрастаются экологический кризис, терроризм, продолжаются войны, имеют место рецидивы тирании, преступности и другие «пороки человечества». Все эти явления далеки от «разумного, доброго, вечного». Очевидно, это происходит оттого, что образование занимает не то место в системе взаимоотношений человека с Миром, не так изначально понимается его сущность и роль в этом Мире.

В монографии представлены отличные от сложившихся к настоящему времени теоретические взгляды на образование, а также обоснованы конкретные рекомендации для преобразования практики образования в региональных системах.

При написании монографии использованы материалы коллективного исследования в соответствии с проектом РГНФ № 04-06-00343-а «Проектирование региональной системы профессионального образования на основе изучения запросов потребителей образовательных услуг», выполненного под руководством автора в 2004-2005 гг. группой научных сотрудников ИКАРП ДВО РАН в составе С.В. Аносовой, Е.А. Григорьевой, О.С. Майоренковой, Г.М. Матининой, А.Б. Суховеевой, Д.М. Фетисова.

В разработке «Концепции: российское образование на Дальнем Востоке», положенной в основу раздела 5 монографии, принимали участие научные сотрудники ИКАРП ДВО РАН в составе Б.П. Андриевского, А.А. Врублевского, Е.Г. Микова, В.Г. Невструева, Л.Г. Решке, Ю.С. Салина.

Материалы о воспитании и обучении:

Применение решебников в учебной практике
В последние десятилетия в связи с облегчением процесса книгоиздательства и развитием информационных технологий значительно возросли объем и доступность учебной информации. Никогда ранее не появлялось столько книг, содержащих решения задач к стандартным задачникам, диктантов, сочинений, рефератов и ...

Метод спрямления при решении задач на построение
Как известно, в школьных программах рассматриваются метод геометрических мест, метод преобразования фигур (метод подобия, параллельный перенос, поворот, симметрия). Но нигде не упоминается метод спрямления, который применяется при решении задач, связанных со спрямлением ломанных линий, в частности ...

Познавательный аспект обучения
Лингвострановедческое содержание цели или познавательный аспект иноязычной культуры заключается в том, что обучение иноязычной культуры используется как средство обогащения духовного мира личности: для приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка (литература, музыка, архитектура, живопись ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru