Образование в социально-территориальных системах

Педагогика сегодня » Образование в социально-территориальных системах

Предпосылкой к рассмотрению образования в социально-территориальных системах и написанию монографии на данную тему стали исследования, проводимые Институтом комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИКАРП ДВО РАН), находящегося в городе Биробиджане. Само название Института говорит за себя – его научные сотрудники исследуют проблемы дальневосточного региона и Еврейской автономной области как субъекта Российской Федерации в аспекте взаимодействия самых различных составляющих этих территорий и их динамики: природных, социальных, культурных, экономических, исторических, геологических, геополитических. Главной методологической основой этих исследований является синергетика как направление в науке, рассматривающее самоорганизацию систем различной природы и сложности, в том числе и социально-территориальных. Территория и проживающее на ней сообщество людей – суть основные составляющие этих систем. Их взаимодействие существенно определяет облик этих систем и их изменение во времени.

Автор монографии как специалист в области педагогики проводит исследование региональных проблем образования и его влияний на состояние и развитие социально-территориальных систем. При этом всё начиналось с понимания образования в традиционном его смысле – как «процесса развития и саморазвития личности», как социальных институтов, создаваемых для общественного и государственного влияния на это развитие. Однако в процессе исследований были выявлены иные взгляды различных мыслителей на роль образования в социальных и территориальных изменениях, определилось иное понимание его сущности. Образование представляет собой нечто большее, чем это принято считать традиционно, что оно способно на выполнение более высокой миссии в судьбах Мира, чем только быть процессом развития и саморазвития личности и социальных групп. Последнее подтверждается анализом даже сложившегося влияния образования в его традиционном смысле слова на поведение людей, их отношение к природе, труду, друг к другу, ‑ ко всему, что есть в Мире. Естественно, что и весь Мир, по крайней мере, на планете Земля и на конкретных её территориях, существенно зависит от того, как образованы люди, на них проживающие.

Монография приглашает читателя к переосмыслению сущности образования и его миссии в судьбах Мира, роли систем образования как социальных институтов в переустройстве и облагораживании систем более высокого порядка. Такое переосмысление просто необходимо, ибо в настоящее время принято считать, и это официально зафиксировано ЮНЕСКО, что образование на планете находится в кризисе. И действительно, призванное «сеять разумное, доброе, вечное», оно не справляется с этой миссией. При существовании во всех странах национальных систем образования на планете разрастаются экологический кризис, терроризм, продолжаются войны, имеют место рецидивы тирании, преступности и другие «пороки человечества». Все эти явления далеки от «разумного, доброго, вечного». Очевидно, это происходит оттого, что образование занимает не то место в системе взаимоотношений человека с Миром, не так изначально понимается его сущность и роль в этом Мире.

В монографии представлены отличные от сложившихся к настоящему времени теоретические взгляды на образование, а также обоснованы конкретные рекомендации для преобразования практики образования в региональных системах.

При написании монографии использованы материалы коллективного исследования в соответствии с проектом РГНФ № 04-06-00343-а «Проектирование региональной системы профессионального образования на основе изучения запросов потребителей образовательных услуг», выполненного под руководством автора в 2004-2005 гг. группой научных сотрудников ИКАРП ДВО РАН в составе С.В. Аносовой, Е.А. Григорьевой, О.С. Майоренковой, Г.М. Матининой, А.Б. Суховеевой, Д.М. Фетисова.

В разработке «Концепции: российское образование на Дальнем Востоке», положенной в основу раздела 5 монографии, принимали участие научные сотрудники ИКАРП ДВО РАН в составе Б.П. Андриевского, А.А. Врублевского, Е.Г. Микова, В.Г. Невструева, Л.Г. Решке, Ю.С. Салина.

Материалы о воспитании и обучении:

Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в о ...

Программа занятий
Музыкальное занятие Ходьба - «Марш» (муз. Ломовой) - ходить бодро. Бег - муз. «Ах, ты, береза» - бегать врассыпную легко, останавливаться (русская народная песня) с окончанием музыки. Выставление ноги с пятки на музыку - познакомиться с движением, русской народной песни «Пойду ли я» учить двигаться ...

Теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников с дислексией
При разработке методики формирующего эксперимента нами учитывались общие и специфические особенности навыков чтения у младших школьников, выявленные в ходе проведения констатирующего эксперимента. В том числе, мы опирались на современные положения о формировании навыков письма и чтения у детей, об ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru