Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа

В условиях современного общества, для которого характерна направленность на гуманизацию всех сторон общественной жизни, особую актуальность приобретает проблема формирования личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития способности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике. В связи с этим уже на завершающем этапе обучения в общеобразовательной школе важное значение должно уделяться формированию познавательных способностей старшеклассников, поскольку именно старший школьный возраст – это тот период возраста, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности молодого человека, развития его познавательных способностей.

Приобретение суверенного государства связано с ростом национального самосознания, интереса к своей истории, национального языка, религии, быта, культурно – образовательных традиций, обрядов, своеобразием образовательных систем и т.д. Для многонациональной Республики Таджикистан в целях консолидации, проживающих в ней представителей всех наций и народностей, важное значение сегодня приобретает формирование познавательной способности учащихся общеобразовательных школ на уроках истории таджикского народа, так как именно на уроках истории таджикского народа познавательные способности развивают самосознание и национальную гордость школьников, поэтому оно должно стать государственной задачей.

Развитие демократического государства в республике опирается на национально – культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, достижений культуры, которые порождены историей своего народа и всего мира.

Преподавание истории таджикского народа в школе в настоящее время, когда растут, укрепляются и расширяются международные связи нашего государства с другими государствами, приобретает особое значение. История таджикского народа как учебный предмет содействует общему образованию учащихся, формирует их способность к познанию окружающей среды. Изучая историю своего народа и его государственность, старшеклассники познают корни своих предков и их подвиги, знакомятся с историей, культурой, традициями. Поэтому педагогическая наука в Таджикистане должна интегрировать идею всестороннего развития личности, идею формирования и развития познавательных способностей и самоактуализацию личности.

Сегодня школьный курс истории таджикского народа не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний, фактов. Важно сформировать у них умения оперировать определенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях, самостоятельно пополнять свои знания, организовать свою мыслительную деятельность таким образом, чтобы она выводила школьника к новому знанию, на более высокую степень развития. Но, не формируя познавательную способность учащихся, невозможно решить эти и другие образовательные задачи.

Для многих людей в постсоветских республиках (в том числе Республики Таджикистан) процессы децентрализации вызвали некоторую дезориентацию относительно того, что им следует ожидать от государства, что их ожидает, что они могут делать и решат независимо от государственных органов. Отсутствие альтернативных подходов в системе образования тогдашнего времени, появление элементы сепаратизма в расстановке политических сил в республике, привело предпосылки для появления тенденции о нарушение целостности территории республики.

Неготовность таджикского общества к восприятию демократических ценностей без политических рычагов воздействия на массы после распад СССР вылилась в гражданское противостояние. Это показало, что ещё не должным образом развито историческое понимание и национальное сознание выпускников общеобразовательных школ. У них недостаточно формировались познавательные способности и познание исторической действительности, так как у них отсутствовал познавательный интерес к изучаемому предмету.

В годы пристройки в школах республики начался изучение курса истории таджикского народа как отдельный учебный предмет. Основой истории таджикского народа служит история края, входившие в состав республики. Но к зажелению по изучению истории края не существует программа и учебники и до сих пор она не изучается как учебный предмет. На уроках истории таджикского народа учителя касаются только общую информацию по истории таджикского народа. Такой подход изучению истории не удовлетворяет познавательные потребности учеников и у них не развивается познавательный интерес к такому важному предмету как история.

Формирование и развитие познавательных способностей учащихся старших классов сегодня можно считать и проблемой повышения качества школьного образования. В настоящее время в обеспечении качества общего образования существуют определённые трудности, которые мешают применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, а также качеству профессиональной подготовки учителей школы. Об этом свидетельствуют как результаты школьных переводных и выпускных экзаменов, вступительных экзаменов в профессиональных учебных заведениях, так и результаты повсеместной аттестации Министерством образования Республики Таджикистан знаний учащихся общеобразовательных и профессиональных школ страны.

В связи с этим становится актуальным поиск путей и средств, могущие обеспечивать повышения качества подготовки выпускников школы. Только тогда они могут быть способным к полноценному функционированию в демократическом государстве и гражданском обществе, гибко адаптируются к изменяющимся социально – экономическим условиям, активно взаимодействуют с социумом в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно решают различные проблемы личного и социального характера.

В условиях, когда в Республике Таджикистан разрабатываются государственные стандарты образования, в содержание школьного образования, в том числе в курс истории вносятся такие изменения, которые отвечают целям и задачам современного уровня образования и соответствуют международным стандартам. В русле этого, формирование познавательных способностей учащихся старших классов приобретает особую актуальность.

Реализуемые в настоящее время в Республике Таджикистан меры по повышению качества образования в рамках его модернизации, т.е. стандартизации содержания образования, введения новых эффективных форм и средств обучения, проверки качества знаний, зачастую носят творческий характер, направленный на ситуативное преодоление существующих проблем и делают акцент на развитие познавательных способностей учащихся.

Долгосрочный результат в образовании может быть достигнут на основе познавательных способностей учащихся, определяющих их активность и самостоятельность в познании окружающей действительности. Проблема развития познавательных способностей имеет особую актуальность в старшем школьном возрасте, что обусловлено необходимостью жизненного и профессионального самоопределения.

Вместе с тем в педагогической теории не выявлены содержательные особенности познавательных способностей и педагогические условия их формирования, обеспечивающие их успешное развитие учащимися старших классов на уроках истории таджикского народа; не определены возможные негативные побочные эффекты групповой познавательной деятельности, препятствующие продуктивному развитию познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа, а также педагогически целесообразные способы их преодоления, слабая изученность проблемы, а также потребность практики в развитии познавательных способностей старшеклассников при изучении истории таджикского народа послужили основанием для выбора темы исследования.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена существующими противоречиями:

- теоретической неразработанностью избранной темы по развитию познавательных способностей и формированию личности учащихся на уроках истории таджикского народа;

- несоответствием между возросший потребностью учащихся старших классов к изучению истории своего края и существующим содержанием образования по истории таджикского народа;

- ограниченностью между потребностью педагогов и учащихся в развитии познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа, обеспечивающих долгосрочный результат в обучении и формирующейся в системе образования установки на использование прагматичных и утилитарных мотивов, определяющих узкий круг ситуаций жизненного и профессионального становления;

- ограничение между потребностью учащихся старших классов в интерактивных формах обучения, позволяющих им проявить самостоятельность, самореализоваться в различных видах учебной деятельности, и преобладанием в школьной практике монологических форм обучения.

Перечисленные обстоятельства, связанные с социальной востребованностью старшеклассников и недостаточной разработанностью ее отдельных аспектов в педагогической теории, определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа».

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты проблемы развития способностей учащихся нашли отражение в научных работах, раскрывающих сущность познавательного интереса и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. А. Гордон, А. Г. Ковалев, Г. И. Щукина, Т. А. Шукуров, М. Шайхов), онтогенетическое развитие способности, взаимосвязь и преемственность познавательных и профессиональных способностей, (И. Г. Антонова, С. П. Крягжде, А. К. Маркова, И. Л. Финько, Г. И. Щукина и др.), педагогические способы и условия развития познавательных способностей учащихся (Л. И. Божович, В. Г. Иванов, А. К.Маркова, Н. Г.Морозова, Ф. К.Савина, Н. К. Тамбовцева, Д. И. Трайтак, Т. И. Шамова, И. Г. Шапошникова, Г. И. Щукина, М. Р. Раджабова, и др.). Вместе с тем, в педагогической теории не выявлены содержательные особенности познавательной способности и педагогические условия и способы ее формирования, обеспечивающие их успешное развитие учащимися старших классов на уроках истории таджикского народа; не определены возможные негативные побочные эффекты групповой познавательной деятельности, препятствующие продуктивному развитию познавательных способностей старшеклассников, а также педагогически целесообразные способы их преодоления; слабая изученность проблемы, а также потребность практики в развитии познавательной способности старшеклассников при изучении истории таджикского народа послужили основанием для выбора темы исследования.

Из таджикских учёных - историков педагогики необходимо, в первую очередь, отметить монографии академика Ф. П. Репа, Обидова И. О., Ходжимухамедовой Р.И., Шукурова М. Р., Арипова М., Хамидова Р.Я., Афзалова Х.С., Каримовой И. Х., Рахимова Б. Р., Кадырова К.Б., Ревазова В.Ч, Латыпова Д.Н., а также ряд кандидатских и докторских диссертаций, в которых в определенной степени отражены отдельные аспекты исследуемой проблемы.

В своих работах М. Лутфуллоев, Ф. Шарипов, Т. Шукуров, Х. Буйдаков, Т. Зиёев, Шайхов М. и другие коснулись отдельной части данной проблемы. Особенно подробно они рассмотрели познавательную активность и деятельность школьников разного возраста в учебно – познавательном процессе.

По их мнению, такое обучение включает в себя пропаганду идей прав человека, ответственности человека, поддержки мира и согласия, плюрализм культур и толерантность. Они подерживают мнение, что основу содержания гуманизации и демократизации учебного процесса составляет демократические и гуманистические ценности. Поэтому при организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться на знания индивидуальных особенностей школьников, влиять на процесс их интеллектуального развития. Для этого необходимо выявлять и развивать общие и специальные способности учащихся. В процессе целенаправленного обучения и воспитания происходит ускоренное развитие познавательных способностей.

Эти исследования сыграли большую роль в практическом решении проблем формирования познавательных способностей старшеклассников в учебно – познавательном процессе. Но, несмотря на широту научных интересов вышеназванных исследований и актуальность рассматриваемых в них проблем, до настоящего времени проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа не была предметом специальных исследований.

Цель исследования —теоретически обосновать педагогические особенности формирования познавательных способностей старшеклассников и пути их реализации в преподавании исторических дисциплин.

Объектом исследования является развивающийся потенциал познавательной способности учащихся старших классов на уроках истории таджикского народа.

Предмет исследования - педагогические пути, средства и возможности формирования и развития познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа.

Гипотеза исследования.

Эффективность формирования познавательных способностей старшеклассников в процессе освоения исторических дисципплин достигается если:

- будет обеспечено участие старшеклассников в интерактивных формах и типах (исследовательских, ролевых, творческих, информационных и др.) обучения, учитывающих индивидуально - личностные и возрастные особенности учащихся;

- будут опираться на практический опыт учащихся, аккумулирующий не только опыт учебно-познавательной деятельности, но и многообразную практику конструирования их социального взаимодействия в учебном процессе;

- будут уточнены педагого-психологические закономерности развития познавательных способностей, которые позволят повысить у старшеклассников эффективность их учебно-познавательной деятельности;

- будут углубленно осмыслены исторические явления и события путем современных образовательных технологий.

Выделенная основная цель и рабочая гипотеза позволили определить и конкретные исследовательские задачи:

- осуществить теоретический анализ познавательных способностей учащихся и на их основе выделить существенные признаки, способствующие личностному развитию учеников на уроках истории таджикского народа;

- определить развивающий эффект различных видов деятельности учащихся и исследовать практику их организации в старших классах школы;

- выявить причины, препятствующие продуктивному развитию познавательных способностей учащихся, установить источники их возникновения;

- определить и экспериментально проверить педагогические условия и способы организации познавательной деятельности, обеспечивающей эффективное развитие познавательных способностей старшеклассников.

Методологической основой исследования явлиялись: философское понятие познавательных способностей и диалектика их развития, идеи классического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей, а также современная теории педагогики и психологии о познавательных способностях учащихся, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Национальная концепция образования Республики Таджикистан, Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан, Государственный стандарт образования Республики Таджикистан.

Теоретическую основу исследования составили философские обоснования понятия формирования познавательных способностей старшеклассников в процессе изучения истории таджикского народа, а также анализ явлений и процессов, определяющих роль познавательной деятельности в процессе формирования и развития познавательных способностей старшеклассников.

В значительной степени исследование опирается на теорию целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин); на идеи задачного подхода в обучении (И.Я.Лернер); на концепции мыслителей и учёных Востока ( А. Рудаки, Авицена, Беруни, У. Кайковус) о том, что способность не является наследственным качеством и другие, а также на содержание предмета истории таджикского народа.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы методы исследования: анализ научной, научно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и систематизация научных данных; наблюдение за работой учителей общественных дисциплин и учащихся; педагогический эксперимент; интервьюирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение и другие.

Источники исследования:

- законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан в сфере образования;

- труды современных западных, русских и таджикских ученых о содержании курса истории таджикского народа;

- труды современных западных ученых, русских и таджикских исследователей по проблемам формирования и развития познавательных способностей школьников, в том числе учащихся старших классов;

- фундаментальные исследования педагогов, психологов, методистов и опыт работы передовых учителей общественных дисциплин республики.

Организация и основные этапы исследования. Опытная работа осуществлялась с сентября 2002 года по май 2009 года на базе Научно – исследовательского института педагогических наук Академия педагогических наук Министерства образования Республики Таджикистан, Института усовершенствования профессионального образования ГБАО, в школах: № 10, 12, 21 Рошткалинского; №, 1, 8, 18, 28 Шугнанского; № 7, 9, 12, 6 Рушанского районов и № 3, 5, 8, 9 города Хорога ГБАО. Экспериментальной работой было охвачено 345 старшеклассников в возрасте от 15 до 17 лет.

На первом этапе (2002 - 2004 гг.) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, социологической и научно-технической литературы по проблеме исследования, определялись его теоретико-методологические основы; выявлялись особенности индивидуальной и групповой познавательной деятельности учащихся в рамках опытно-экспериментальной работы «Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа»; уточнялась формулировка рабочей гипотезы; разрабатывалась программа экспериментального исследования.

На втором этапе (2004 - 2005 гг.) проводилось исследование практики организации различных типов проектов с учащимися в старших классах образовательных учреждений; осуществлялся педагогический эксперимент; уточнялись теоретические положения исследования.

На третьем этапе (2005 - 2009 гг.) - анализировались и обобщались полученные данные, осуществлялось систематизация и теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы, их интерпретация и внедрение, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в:

- выявлении путей повышения эффективности усвоения исторических знаний на основе формирования познавательных способностей старшеклассников;

- определении несоответствия между потребностями учащихся старших классов к изучению истории своего края и существующим содержанием образования по истории таджикского народа;

- обосновании психолого-педагогических и дидактических условий развития познавательных способностей учащихся старших классов на уроках истории таджикского народа;

- внедрении опытно-экспериментальным путем технологии развития познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа с учётом их возрастных особенностей и социального статуса.

Теоретическая значимость исследования определяется уточнением сущности познавательных способностей и на основе педагогических подходов выявить причины их развития; теоретически обоснованы педагогические возможности разнообразия познавательной деятельности (в плане ее содержания, организации и педагогического взаимодействия), как средства формирования познавательных способностей старшеклассников; обогащена теория формирования познавательных способностей учащихся за счёт обобщения различных подходов к определению их сущности и выделении структурных компонентов познавательного интереса, деятельности, активности и потребности.

Практическая ценность работы заключается в:

- разработке педагогических условий и практических рекомендаций по формированию познавательных способностей учащихся в образовательных учреждениях различного типа с учётом возрастных особенностей, а также чтении курса лекций по педагогике и дидактике в вузах и системе повышения квалификации учителей;

- разработке и апробации диагностического комплекса (критерии, показатели, методы и методики) по формированию познавательных способностей, которые могут применяться при диагностике уровня развития познавательных способностей старшеклассников в образовательной практике;

- результаты проведенного исследования помогут учителям более квалифицированно подойти к формированию у школьников познавательных способностей и интереса к изучаемому предмету.

Положения, выносимые на защиту:

- современное состояние преподавания истории таджикского народа в школах Республики Таджикистан в настоящее время характеризуется в основном на автаритарной педагогике, в которой главная фигура на уроке является учитель; даный принцип не способствует формированию познавательных способностей учащихся, эта стратегическую цель можно выполнить с помощью демократизации учебного процесса;

- психолого – педагогическая характеристика познавательных способностей старшеклассников и ее эффективность заключается в овладении систематизированными знаниями, умениями и навыками по истории, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов общественной жизни, формировании исторического мышления, критически анализировать получаемую историческо – социальную информацию, определить собственную позицию по отношению к исторической реальности;

- формирование познавательных способностей старшеклассников в учебно – познавательном процессе на уроках истории происходит во взаимосвязи и взаимосависимости от объективных, субъективных и внешних факторов, содержания исторического образования и его концептульных основ, межкурсовой связи истории, профессиональной компетенции учителя, обладающего способностью с помощью активных форм обучения формировать эффективность познавательные способности учащихся старших классов.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов и методик исследования, адекватных его цели и задачам; опытно - экспериментальной проверкой теоретических разработок; воспроизводимостью результатов исследования в образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были изложены в статьях и публикациях автора, а также были использованы на курсах повышения квалификации в Центральном институте повышения квалификации работников сферы образования, в Институте усовершенствование профессионального образования ГБАО, на лекциях и семинарах, организованных Фондом Ага-хана и международными организациями для учителей общеобразовательных школ Республики Таджикистан, а также внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе обсуждений на республиканских и областных конференциях.

Структура и объём диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и содержит таблицы. Содержание диссертации изложено на 174 страницах компьютерного набора. Библиографический список насчитывает 140 наименований.

Материалы о воспитании и обучении:

Становление гендерной идентичности
В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого ...

Русская матрёшка
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По ср ...

Игровые педагогические технологии
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое при­менение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современно ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru