Педагогический такт учителя

Педагогика сегодня » Педагогический такт учителя

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении – как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль – это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

Конечно, в идеальном случае педагогической деятельностью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одаренные и способные. Но, особенно в последнее время, педагогическая профессия стала массовой. Поэтому приходится смягчать постановку вопроса. Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств – трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагог – это всегда великий труженик. Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений. В условиях рыночных отношений особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, объективность, щедрость, интерес к жизни воспитанников, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это сконцентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации. Целью нашего исследования является педагогический такт учителя как необходимое качество педагога для достижения высокого профессионального уровня.

Объектом исследования является профессиональная характеристика педагога.

Предмет исследования – общая культура как условие профессионализма.

Были представлены следующие задачи:

Обозначить личностные характеристики педагога.

Определить профессиональные качества и педагогические способности.

Раскрыть понятие профессиональной культуры педагога.

Рассмотреть взаимоотношение понятий «педагогическая культура» - «индивидуальный стиль» - «мастерство» - «педагогический такт».

В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза, что если профессиональные качества и педагогические способности являются основополагающим фактором, то совокупность этих качеств с личностными и общечеловеческими дает максимальный уровень профессионализма учителя.

Наше исследование носит теоретический характер.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

- анализ современной литературы по проблеме исследования;

Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в попытке рассмотрения педагогических способностей, профессиональных и личностных качеств по отношению к педагогическому такту.

Материалы о воспитании и обучении:

Разновидности общения
В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения, ученые, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического общения, не придерживаются. Б.Т. Парыгин ...

Методические рекомендации по развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, О.И. Дьяченко, Э.В. Ильенкова, Н.В. Самсонова к проблеме развития процесса воображения детей посредством использования игр, и подобрать серию развивающи ...

Роль уроков математики в развитии творческого мышления
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельность. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имее ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru