Методика планирования воспитательной работы

Педагогика сегодня » Методика планирования воспитательной работы

Люди всегда пытались избежать неопределенности своего будущего. Неопределенность завтрашнего дня пугала человека, порождала у него чувство неуверенности в себе и своих возможностях, сковывала его физические и духовные силы. Человек всячески — с помощью научных методов и на основе предсказаний гадалок и шаманов — стремился ранее и стремится сейчас прорваться за пределы горизонта дня сегодняшнего. В своем сознании он старается предвосхитить и предвидеть ситуацию завтрашнюю, чтобы сделать ее более предсказуемой и управляемой. Это стремление характерно не только для жизни человека или человечества в целом, но и для отдельных видов человеческой деятельности. Не случайно в «Капитале» К. Маркс подчеркнул следующее: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, уже построил ее в своей голове».

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и все соответствующее данному процессу многообразие документов, называемых планами. И сейчас трудно представить жизнедеятельность образовательного учреждения без перспективного и календарного плана работы учебного заведения, без плана подготовки и проведения школьного мероприятия. Без рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей, без плана работы с родителями и ученическим самоуправлением, без плана повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, без плана воспитательной работы в классе и т.п.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе учителя встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности школьников. Так, в педагогической деятельности распространены трудности при постановке и решении педагогических задач, выражающиеся в следующем: учитель не умеет сбалансировать обучающие задачи с развивающими и воспитывающими, допуская упущение воспитательных задач; учитель видит каждую педагогическую задачу отдельно, как не связанную с другими; не видит отсроченного результата решения педагогических задач, вследствие чего плохо планирует учебно-воспитательный процесс.

Педагоги часто не осознают затруднений в педагогической деятельности. Об этом с уверенностью можно говорить, имея в виду деятельность по проектированию учебного процесса. Так, исследования показывают, что педагогам легче строить отдельные конкретные занятия и мероприятия, чем проектировать весь процесс в целом (четко формулировать цели, выбирать содержание, средства воздействия и проверки достижения цели). В этом случае педагоги не всегда понимают целесообразность этой деятельности.

Результаты самооценки аналитических, прогностических, организаторских и коммуникативных умений педагогами школ России показали, что около 61% учителей затрудняются при диагностировании личности и коллектива, 48% испытывают затруднения при проведении индивидуальной работы с детьми, 62% не умеют анализировать свою работу,64% затрудняются при проектировании и планировании развития качеств личности ученика. Все это свидетельствует о недостаточности выработанных конструктивных и организаторских умений, о слабой ориентации на изучение индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

В начале 90-х годов двадцатого столетия понятие «воспитание» стало гораздо реже употребляться в педагогической лексике. В те годы начался дидактический бум, в ходе которого обучение должно было вытеснить воспитание из стен учебного заведения.

Актуальность исследования. В настоящее время ситуация начинает меняться. Федеральное министерство образования разработало и утвердило программу развития воспитания в системе образования России, появилось несколько научных концепций воспитания учащейся молодежи, стали чаще обсуждаться проблемы воспитательной деятельности на педагогических конференциях и совещаниях, возросло количество публикаций по вопросам теории и методики воспитания.

Однако при всей их ценности приходится констатировать, что остаётся много спорных и нерешённых вопросов, связанных с недостаточной разработанностью проблемы, с различными точками зрения на технологии планирования воспитательной работы в школе. Это и обусловило выбор темы дипломного исследования.

Объектом исследования является воспитательная работа в школе.

Предмет исследования – технологии планирования воспитательной работы в школе.

Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация педагогических условий планирования воспитательной работы в школе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.Исследовать категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе.

2.Рассмотреть основные аспекты технологии коллективного планирования.

3. Осветить состояние практики планирования воспитательной работы в школе.

4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по технологии планирования воспитательной работы в школе.

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что технологии планирования воспитательной работы в школе строятся с учётом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлены на воспитание всесторонне развитой личности.

Методологические основы исследования: в ходе исследования использовалась методика вариативно-модельного подхода к технологии планирования воспитательной работы в школе, которая включает в себя следующие методы и приёмы: описательный метод (приёмы наблюдения, сопоставления, обобщения), метод анализа, метод моделирования, проектирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов.

Научная новизна исследования состоит в комплексном, системном, научном подходе к технологии планирования воспитательной работе в школе.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы в современной общеобразовательной школы.

Материалы о воспитании и обучении:

Иоганн Генрих Песталоцци
И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог. Родился в Цюрихе в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. Образование он получил обычное для того времени: сначала окончил начальную школу на немецком языке, потом – традиционную латинскую школу и школу повышенного типа, готовившую ...

Отношения между братьями и сестрами
Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой ст ...

Восприятие как деятельность
Деятельность – это важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Слушая музыкальное произведе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru